Главная Переработка нефти и газа дочные скважины на расстоянии друг от друга не более 100 м. Как бы часто ни бурились разведочные скважины, есть опасность "не заметить" такие препятствия, как валуны, пустоты, разломы, сбросы или слои грунта с химическим загрязнением. Существуют технологии изысканий, отображающие картину подземных условий по всей трассе. Эффективность разведочных скважин значительно увеличивается при размещении в них геофизических приборов и проведении исследований подземного пространства между скважинами различными геофизическими методами. Сейсмические и электромагнитные методы требуют источников высокочастотной вибрации и приборов, фиксирующих резонанс, отражение и преломление волн в грунте. Исследование отраженной волны позволяет идентифицировать препятствия. Недостаток методов в том, что существуют niy-мовые помехи антропогенного происхождения и высокое поглощение сейсмической энергии на сбросах, в разломах и многопустотной среде. Магнитометрическая съемка является легким, непроникающим методом поиска подземных объектов, обладающих магнитной характеристикой. Измерение удельного сопротивления грунтов позволяет идентифицировать подземные объекты и пустоты. При геофизическом испытании подземных газов на поверхности в определенном порядке размещаются газовые пробоотборники. Если в массиве присутствует загрязненный грунт, выделяемые им газы довольно быстро достигают поверхности, причем граница их выделения строго соответствует области загрязненного грунта. Различия в химическом составе газов позволяют определять тип загрязнения. Проведение геологических изысканий возможно с помощью геофизических приборов, размещаемых в предварительно пробуренной горизонтальной скважине или в существующем трубопроводе, расположенном в интересующей зоне. При предварительном выборе вариантов расположения участков переходов должны приниматься во внимание следующие факторы: расположение поблизости указанных в материалах населенных пунктов, промып1ленных предприятий, отдельных зданий и сооружений, железных и автомобильных дорог и прочих объектов; ведомственные требования о минимальных расстояниях от сооружений до нефтепровода; характер береговых очертаний водной преграды; предполагаемая протяженность перехода; магнитное фоновое состояние; данные инженерных изысканий. Окончательный выбор участка перехода осуществляется комиссией, создаваемой заказчиком. При этом учитываются и анализируются следующие факторы: топография, застроенность и перспектива освоения прилегающей к переходу местности и водной акватории; геологическая характеристика, составленная по вариантам створов переходов; параметры водной преграды, состояние и прогноз развития русловых и береговых процессов в створе перехода; конструктивная надежность перехода; техническая возможность и экологическая допустимость строительства перехода в намеченном створе; технико-экономические показатели строительства перехода. 6.2. МИКРОТОННЕЛИРОВАНИЕ Микротоннелирование - второй по распространенности метод бестранп1ейного строительства трубопроводов. Этот метод основан на строительстве тоннеля с помощью дистанционно управляемого проходческого щита (рис. 25). Проходческий щит в форме конусной рабочей головки, снабженной системой зубьев, кулаков и дробильных выступов, механически перерабатывает грунт и таким образом бурит отверстие, через которое будет прокладываться трубопровод. По мере перемещения щита вперед грунт скапливается в открытой передней части, где конусный щит дробилки дробит его и перемещает в камеру смеп1ивания с вымывате-лем бурильной установки. Транспортировка отработанного грунта выполняется в виде вымывающей смеси через технологические трубопроводы в рабочую niaxTy. Передняя часть щита п1арнирно соединяется с блоком удаления отработанного грунта, а силовые цилиндры, которые соединяют обе части, позволяют направлять установку в любую сторону. Контроль за трассой и направлением бурения осуществляется с помощью лазера, которым непрерывно управляет компьютер. Установка вместе с укладываемыми трубами протаскива- Рис. 25. Схема прокладки трубопровода методом микротоннелирования: t - бурение пилотной скважины, б - поэтапное расширение скважины; в - протаскивание плети рабочего трубопровода; 1 - буровая установка, 2 - буровая колонка из промывочных штанг, 3 - пилотные штанги, 4 - траектория пилотной скважины, 5 - буровая головка, 6 - вертлюг, 7, 8, 9, 10 - расширители разных диаметров, 11 - трубопровод, 12 - оголовок для протаскивания, 13 - выхода 5° роликовая опора, а - угол забуривания 6°, (3 - угол ется блоком силовых цилиндров, установленных в рабочей шахте, по мере бурения. Производительность силовых цилиндров и скорость их передвижения синхронна переработке грунта бурильной головкой. Непрерывное отслеживание оператором значения давления на грунт, крутягцего момента бурильной головки и параметов движения бурового раствора позволяет непрерывно контролировать процесс прокладки трубопровода. Бурильная головка имеет систему форсунок высокого давления, которые позволяют подкрепить процесс бурения гидравлическим вымыванием грунта буровым раствором. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 |
||