Главная Переработка нефти и газа Помимо названных вредных веществ, при сжигании жидких нефти и нефтепродуктов выделяются так называемью бластомогеннью углероводороды (бенз-а-пирен и 3,4-бенз-а-пирен), которью являются опасными канцерогенами для человека. Очень токсичны и сернистые соединения, образующиеся при сжигании многосернистой нефти. Главное токсическое действие сероводорода проявляется не столько в раздражении слизистых оболочек, сколько в общем воздействии на организм (центральную нервную систему, окислительные процессы и кровь). При одновременном комбинированном воздействии вредных веществ может изменяться характер их токсического воздействия. Суммарный эффект комбинированного воздействия смеси отдельных компонентов может превосходить сумму воздействий этих компонентов в отдельности. Кроме отрицательного воздействия на человека, например, при концентрации сероводорода в воздухе 5,2 - 26 мг/м, наблюдается острое отравление хвойных и лиственных деревьев, а при концентрации 1,8 - 5,2 мг/м - хроническое отравление всех растений. При оценке загрязнения необходимо учитывать направление и силу ветра в районе сжигания, температуру воздуха, возможности приземных температурных инверсий. Это позволяет повысить точность расчета рассеяния и определить опасные метеорологические условия, при которых возможны максимальные приземные концентрации от источника горения. Загрязнение воздуха увеличивается при туманах. Влияние туманов на содержание примесей в воздухе имеет весьма сложный характер: увеличивается концентрация примесей у земли, изменяется качественный состав примесей и характер их токсического воздействия. Частицы загрязнителя поглощаются водяными каплями с образованием новых веществ: растворение сернистого газа приводит к образованию аэрозоля сернистой кислоты, обладающей больпюй токсичностью. Глава 3 БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ТРУБОПРОВОДАМИ ВОДНБ1Х ПРЕГРАД 3.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ Экологическая безопасность магистральных трубопроводов зависит от их технического состояния, а также от природных и социально-экономических условий территории, на которой они размепдены. Экологический ущерб возникает в результате изменений окружающей природной среды, происходящих вследствие воздействия подводных трубопроводов. Активность природных процессов (подвижка грунта, паводки, деформация русел и т.п.) со своей стороны также снижает устойчивость трубопроводов, пересекающих водоемы и водотоки. Учитывая значительное влияние подводных переходов на окружаюпдую среду, в Российской Федерации ввели в действие ряд нормативных документов, которые предусматривают государственный мониторинг водных объектов, в том числе специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, создание соответствующих банков данных, с целью оценки и прогнозирования изменений состояния водных объектов. Федеральным законом Российской Федерации "О промы-п1ленной безопасности опасных производственных объектов" безопасность определена как свойство сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни и здоровья обслуживающего персонала, населения и окружающей природной среды на протяжении коммерческого периода использования трубопровода. Обеспечение экологической безопасности магистральных трубопроводов в период их эксплуатации является важной государственной проблемой. Правительственной комиссией по оперативным вопросам в феврале 1996 г. было поручено Минтопэнерго совместно с рядом министерств, в том числе Госкомприродой и Госгор- технадзором, провести экологическое обследование трубопроводов. В марте 1997 г. Правительством Российской Федерации утверждено "Положение о введении государственного мониторинга водных объектов". В результате экологического обследования конкретных объектов проводится инвентаризация, которая включает ранжирование элементов технической системы магистральных трубопроводов, оказываюпдих сверхнормативные воздействия на компоненты природной среды на прилегаюпдих к ним участках обследования (количественные и качественные показатели поверхностных и подземных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений, береговой зоны и т.д.). Определение степени экологического ущерба основывается на оценке произоп1едп1его или ожидаемого воздействия магистральных трубопроводов на окружающую природную среду. Оценка риска аварий подводных переходов представляет собой исключительно сложную задачу [7, 9, 12]. Она требует учета больпюго числа различных факторов, способных оказать влияние на объект. Соверп1енно не ясно, как должен быть выражен критерий количественной оценки риска, который бы суммарно учитывал вероятность опасного воздействия, его экологические, экономические и прочие последствия. На какое воздействие следует обращать внимание в первую очередь: на то, которое менее вероятное, но наносит значительный ущерб, или на то, которое более вероятное, но чревато меньп1им ущербом. Не ясен и порядок ранжирования воздействий. Закономерное сомнение вызывает и предложение оценивать некоторые факторы риска в баллах. Такая оценка в отдельности для каждого фактора допустима, а вот как привести их к единому показателю? Анализ аварий трубопроводов, проработавп1их более 20 лет, показывает, что их старение влияет на увеличение числа отказов. Это прежде всего связано со снижением защитных свойств изоляционных покрытий, с накоплением и развитием дефектов в трубах и сварных соединениях, процессами усталости металла. Снижаются пластические и вязкостные свойства металла и сварных соединений. Само по себе старение металла труб ни в коей мере не исключает дальнейп1его использования трубопроводов, однако условия их последующей эксплуатации, в частности уровень рабочего давления и температуры перекачиваемого продукта, должны учитывать степень деформационного старения металла. 0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 |
||