Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66

арабское слово "макзулат" - отброс, которое со временем преобразовалось в "мазут". ,

Изобретение Игнатием Лукасевичем керосиновой лампы и ее широкое распространение по всему миру резко увеличило спрос на осветительную жидкость, за которой укрепилось название "керосин" (от английского "керозен" - под этим названием позднее из Америки доставляли в Россию керосин).

Начало нефтяной промышленности связывают с появлением механического бурения скважин на нефть (впервые в США в 1859 г.). В России годом рождения отечественной нефтяной промышленности считают 1864 год. В 1964 г. наша страна торжественно отметила 100-летие отечественной нефтяной промышленности. Именно в 1864 г. на Северном Кавказе в долине реки Кудако (на Тамани) были пробурены первые нефтяные скважины с применением ударного бурения. В 1866 г. одна из этих скважин дала фонтан с начальным дебитом нефти около 200 т в сутки. Бурение нефтяных скважин в России получает развитие начиная с 70-х годов XIX в. Об этом можно судить по таким данным. Если в 1872 г. в районе Баку эксплуатировались только две нефтяные скважины, то в 1873 г. - 17, в 1874 г. - 50, а в 1877 г. -296 скважин. С дальнейшим совершенствованием процесса бурения, развития и внедрения механизированных способов бурения растет глубина скважин. Так, в районе Баку средняя глубина скважин составляла: в 1873 г. - 22 м, в 1883 г. - 59, в 1893 г. - 114 м. К началу XX в. в этом же районе уже бурили скважины глубиной до 300 м. С увеличением числа скважин и их глубины росла и добыча нефти.

Нефть в дореволюционной России добывали в районе г. Баку (Ап-шеронский полуостров), на Северном Кавказе (Грозный, Майкоп), а также в Эмбенском районе. Но основной объем добычи нефти был сосредоточен в районе г. Баку на Апшеронском полуострове. Несмотря на достаточно высокий уровень добычи нефти, эксплуатация нефтяных месторождений в царской России велась хищническим путем. Появившиеся в районе Баку крупные нефтепромышленные фирмы, конкурирующие между собой, в погоне за максимальными прибылями бессистемно, хаотически разрабатывали месторождения, хранение нефти в открытых ямах - амбарах вело к большим потерям и частым пожарам. Кроме фонтанной добычи единственным механизированным методом добычи нефти было тартание, т.е. добыча с помощью желонки. Желонка - это длинное ведерко малого диаметра с открывающимся внутрь донным клапаном, свободно проходящее в скважину. При подъеме желонки клапан опускался, плотно закрывая вход, и порция нефти поднималась на поверхность. В 1913 г. с помощью подобных желонок в России было добыто 95 % всей нефти.

Вначале при перегонке нефти только керосин находил применение, а более легкие фракции нефти, получившие название "бензин"



(от искаженного арабского "любензави" - горючее вещество), и мазут оставались ненужными продуктами.

В 1866 г. А.И. Шпатаковский изобрел паровую форсунку для сжигания мазута, а в 1880 г. В.Г. Шухов ее значительно усовершенствовал. В этой форсунке вытекающий по узкому каналу мазут распыляется водяным паром в мельчайшую пыль. Распыленный мазут в топке испаряется, хорошо смешивается с воздухом и полностью сгорает. Распыление жидких топлив При помощи пара оказалось настолько эффективным, что такие форсунки используются в наше время наряду с воздушными и механическими.

Изобретение нефтяной форсунки имело огромное значение в развитии техники, оно положило конец бессмысленному уничтожению больших количеств высококалорийного топлива.

По предложению Д.И. Менделеева в 1887 г. были переведены на нефтяное топливо первые суда мооского флота миноносцы "Сова" и "Лука". Об эффективности использования жидкого топлива говорит общеизвестный пример перевода английского военного флота в первую мировую войну с угля на нефтяное топливо. Это мероприятие на треть повысило боевую мощь английского флота, при этом не было построено дополнительно ни одного корабля.

Сжигание мазута в топках - это не лучшее его применение. В 1823 г. при консультации Д.И. Менделеева строится около Ярославля первый в мире завод по получению смазочных масел из мазута. В 1890 г. В. Г. Шухов предложил способ расщепления сложных углеводородов мазута и получения светлых нефтепродуктов. Этот способ получил название "термический крекинг" (английское слово "крекинг" - расщепление) и успешно применяется в наше время.

Эти примеры подчеркивают, что нефтяная промышленность развивалась не только за счет увеличения объемов добычи нефти, но и за счет более полной ее переработки.

Около ста лет бензин оставался опасным и ненужным продуктом. Только изобретение двигателя внутреннего сгорания русским изобретателем Огнеславом (Игнатием) Костовичем в 1879 г. положило начало промышленному использованию бензина. Г. Форд построил первые автомобили с карбюраторным двигателем. Если в 1886 г. в мире было четыре автомобиля, то в 1910 г. их число возросло до 10 млн. Спрос на бензин резко возрос.

Увеличение спроса на бензин, масло, мазут повлекло увеличение добычи нефти. С развитием добычи и переработки нефти старые способы транспортировки и хранения нефти и нефтепродуктов стали непригодны. Уже в 1872 г. мастерские Московско-Нижегородской железной дороги изготовили первые железнодорожные нефтеналивные вагоны-цистерны, которые начали эксплуатироваться на железнодорожной ветке Баку - Балахны.



Нефтеналивной транспорт появился на Волге и Каспии в 70-х годах XIX столетия. В 1873 г. начало нефтеналивному флоту положили парусная шхуна "Александр" и речная баржа братьев Н.И. и Д.И. Артемьевых с отделениями в трюмах для нефти, а в 1878 г. был построен первый Б мире танкер - теплоход "Зороастр" грузоподъемностью 250 т. В это же время сооружаются две первые металлические нефтеналивные баржи по 560 т. Затем в 1882 г. отечественные инженеры создают танкер "Спаситель" - прототип современных танкеров, машинное отделение на котором было вынесено на корму. В дальнейшем строят самоходные баржи с двигателями внутреннего сгорания, теплоходы - электроходы "Вапдал" (1903 г.) и "Сармат" (1904 г.) и т.д. Металлические нефтеналивные суда и баржи того времени были далеки от совершенства.

В.Г. Шухов применил созданную им теорию работы балки на упругом основании к постройке железных нефтеналивных барж. Им построены классические конструкции металлических плавающих гигантов - нефтеналивных барж длиной до 170 м, грузоподъемностью 18 тью. т.

К 1909 г. на Волге плавало более 16 тыс. наливных судов общей грузоподъемностью около 3,5 млн.т. Утечки и потери нефти и нефтепродуктов, составлявшие при перевозках в бочках 7-10 %, сократились до 2 %, а стоимость перевозок нефти снизилась в 10 раз.

В нефтяной промышленности узким местом как в отношении пропускной способности, так и стоимости была доставка нефти в бочках с промыслов на заводы. Еще в 1863 г. Д.И. Менделеев высказал мысль о целесообразности перекачки нефти по трубам, подобно воде, ав 1879 г, В.Г. Шухов спроектировал и построил для фирмы "Бр. Нобель" первый в России нефтепровод с Балашихинского промысла на нефтеперегонные заводы в Черном Городе (район г. Баку) длиной рколо 10 км и диаметром З".

К 1883 г. общая длина нефтепроводов в Бакинском районе достигла 96 км, а в 1895 г. - 317 км.

В это же время возникают и первые нефтебазы, оборудованные резервуарными парками, трубопроводными сетями, паровыми насосами, сливоналивными устройствами и т.д.

Первый стальной вертикальный цилиндрический клепаный резервуар был построен В.Г. Шуховым в 1878 г. По инициативе В.Г. Шухова в 1878-1880 гг. были спроектированы и построены первые в мире "горячие" нефтепродуктопроводы, по которым для снижения вязкости перекачивали подогретый мазут.

В 1912 г. был построен первый железобетонный резервуар в районе г. Баку для хранения нефти.!

Первый в России магистральный керосинопровод, который в то время был и самым крупным в мире, для подачи керосина от бакинских нефтеперегоннь!х заводов-до порта Батуми на Черном море был сдан в эксплуатацию в 1907 г. Этот керосинопровод был построен из




0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66



Яндекс.Метрика