Главная Переработка нефти и газа труб диаметром 200 мм и имел протяженность 853 км. Затем были построены нефтепроводы на Северном Кавказе: Майкоп - Туапсе (128 км), Грозный - Махачкала (ранее Петровск - 162 км). До 1917 г. для транспорта нефти и нефтепродуктов были построены трубопроводы общей протяженностью 1147 км. То обстоятельство, что началом русской нефтяной промышленности является Бакинский нефтяной район, на значительное время определило основное направление развития нефтяного транспорта и неф-тебазового хозяйства. Нефть транспортировалась великой русской водной магистралью: Каспийское море - Волга с притоками Ока и Кама - Мариинская система - Нева. В этом районе и расположились основные нефтяные базы, снабжавшие большую часть страны. ; Необходимо отметить большой вклад в развитие нефтяной промышленности отечественных ученых Д.И. Менделеева, В.Г. Шухова, И.М. Губкина. Д.И. Менделеев вошел в историю отечественной и мировой науки своими работами в области химии. Однако при всей своей научной многогранной деятельности он много сделал и для развития отечественной нефтяной промышленности. По инициативе Д.И. Менделеева был построен первый в России нефтепровод. Он был инициатором разностороннего использования нефти как химического сырья, а не в качестве топлива. Начиная с 60-х годов прошлого века Д.И. Менделеев неоднократно приезжал на Бакинские нефтяные промыслы для консультаций. В.Г. Шухов произвел расчеты и руководил строительством первого в России нефтепровода, первым в мире предложил новый процесс переработки нефти - крекинг-процесс. Под руководством В.Г. Шухова была спроектирована и построена первая в России современная по конструкции стальная нефтеналивная баржа, осуществлена пйстрой-ка первых клепаных стальных резервуаров для хранения нефти. Предложенное В.Г. Шуховым решение об оптимизации размеров резервуаров для нефти не потеряло своего значения до настоящего времени. Ему принадлежит остроумное и простое решение увеличения пропускной способности действующих нефтепроводов и вообще трубопроводов путем устройства параллельного ответвления трубы на некотором ограниченном участке трубопровода. Академик Л.С. Лейбензон совершенно справедливо назвал В.Г. Шухова основоположником нефтяной гидравлики. С именем И.М. Губкина связана история развития всех основных месторождений нашей страны. Геологические исследования нефтяных месторождений Азербайджана И.М. Губкин начал проводить уже с 1913г. И.М. Г-убкин провел основную работу по открытию и правильной оценке Майкопского месторождения. Он научно предсказал наличие, крупнейших месторождений в Урало-Волжском регионе, что впоследствии подтвердила практика. Первая мировая и гражданская войны привели к тому, что к 1920 г. добыча нефти в России сократилась до 3,8 млн.т в год, и потребовались большие усилия молодого Советского государства для восстановления и развития отечественной нефтяной промышленности. 20 июня 1918 г. В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "О национализации нефтяной промышленности". В.И. Ленин уделял большое внимание нефтяной промышленности. По инициативе В.И. Ленина в нашей стране началась подготовка специалистов-нефтяников. В 1920 г. по поручению правительства И.М. Губкин организовал в Московской горной академии первую в стране нефтяную кафедру, выросшую в дальнейшем в нефтяной факультет. На базе этого факультета в 1930 г. был создан Московский нефтяной институт. В конце 1921 г. состоялся I Всероссийский съезд нефтяников, наметивший конкретный план восстановления и дальнейшего развития нефтяной промышленности. На съезде были рассмотрены и одобрены меры по внедрению достижений науки и техники в нефтяную промышленность, в том числе по переходу от ударного бурения к вращательному, к более современным способам добычи нефти; по электрификации нефтяных районов, улучшению транспортировки нефти и строительства нефтепроводов. По инициативе В.И. Ленина нефтяная промышленность в 1922 г. была переведена на хозяйственный расчет специальным декретом Совнаркома, что способствовало росту производительности труда, организационному укреплению и развитию инициативы работников нефтяной промышленности. В результате принятых мер на Бакинских промыслах уже в 1924 г. работало 70 станков роторного бурения, при этом около 65 % буровых станков работало на электроэнергии. Производительность труда в бурении к 1924 г. выросла в 4 раза по сравнению с 1921 г. Одновременно с увеличением добычи нефти в старых нефтяных районах по инициативе В.И. Ленина были начаты геологические изыскания в новых районах страны - между Волгой и Уралом. Эти изыскания, которые проводил Геологический комитет под руководством И.М. Губкина, привели к созданию Второго Баку -открытию новых крупных месторождений нефти на территории Татарии, Башкирии и Куйбышевской области. Эти новые месторождения имели огромное значение для развития отечественной нефтяной промышленности. При разработке плана ГОЭЛРО большое внимание уделялось программе увеличения добычи топлива, которое является основной базой энергетики. Важное место в плане ГОЭЛРО отводилось нефти. При этом доля нефти как топлива в топливном балансе страны предусматривалась не более 10-11 %, большие задания по ее добыче определялись необходимостью получения моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания и важным значением нефти как сырья для химической промышленности. в годы первых пятилеток продолжалась интенсивная работа по разведке новых месторождений, бурению скважин, обустройству промыслов и строительству нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В конце 20-х - начале 30-х годов началось активное освоение восточных нефтяных районов нашей страны. В 1929 г. была получена первая нефть из месторождения в районе Чусовские Городки в Пермской области. В 1932 г. в районе небольшой деревни Ишимбаево на юге Башкирской АССР начала фонтанировать первая нефтяная скважина. С этого времени начала свое развитие нефтяная промышленность Башкирии. На месте небольшой башкирской деревни вырос город Ишимбай, в Уфе и Ишимбае построены нефтеперерабатывающие заводы, а также нефтепровод Уфа - Ишимбай. В эти годы резко увеличился объем разведочных работ на нефть в Урало-Поволжском регионе на территории Башкирии, Куйбышевской и Пермской областей. В период от Великой Октябрьской революции до Великой Отечественной войны основные нефтяные ресурсы нашей страны были сосредоточены в районах Баку, Грозного и Майкопа. Поэтому основная масса нефтегрузов в этот период приходилась на транспортные артерии Каспия, Волги, Северного Кавказа и Закавказья, и для их разгрузки были сооружены нефтепроводы Баку - Батуми, Грозный - Туапсе и ряд других. В годы предвоенных пятилеток в СССР была создана мощная нефтяная промышленность, обеспечивающая народное хозяйство страны требуемым количеством нефти и нефтепродуктов. В эти годы основной нефтяной базой страны оставался Азербайджан, где добывалось 70 % всей нефти. В Баку были построены мощные нефтеперерабатывающие заводы, усовершенствованы методы бурения скважин и добычи нефти. Создание в предвоенные годы между Волгой и Уралом новой крупной нефтяной базы - Второго Баку способствовало приближению источников нефти к потребителям, комплексному развитию экономики, сокращению транспортных расходов на перевозку нефтегрузов и укреплению обороноспособности страны. К 1939 г. на территории Второго Баку было открыто 12 месторождений, в Куйбышевской, Оренбургской, Саратовской областях и Татарской АССР вели поиск нефти 19 геологических партий. В предвоенные годы одновременно с поиском месторождений нефти и развитием ее добычи шло интенсивное строительство нефтеперерабатывающих заводов и сооружение магистральных трубопроводов для транспортировки нефти на значительные расстояния. XVIII съезд нашей партии потребовал всемерно развивать нефтяную и угольную отрасли промышленности, являющиеся топливной базой всего народного хозяйства страны, увеличить промышленные запасы нефти, внедрить в широких масштабах вращательное бурение, комп- 0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |
||