Главная Переработка нефти и газа Из природного газа при более полном и рациональном использовании всех его компонентов (этана, пропана, бутана) можно вырабатывать этилен, пропилен, изобутилен и из них получать целый ряд пластических масс и продуктов нефтехимии. Переработка конденсата производится методами ректификации, абсорбции и экстракции для получения отдельных фракций и индивидуальных углеводородов как сырья для нефтехимии. Кроме моторных топлив из конденсата могут быть получены ароматические углеводороды, растворители, этилен, пропилен и другие продукты. ГЛАВА 3 ТРАНСПОРТИРОВКА НЕФТИ, ГАЗА, ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА И ПРОДУКТОВ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ РОЛЬ ТРАНСПОРТА в ФОРМИРОВАНИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА СТРАНЫ Карл Маркс указывал, что "кроме добывающей промышленности, земледелие, и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии тоже проходит различные ступени производства: ремесленную, мануфактурную и машинную. Это - транспортная промышленность, все равно, перевозит ли qna людей или товары". Наличие транспорта является необходимым условием существования любой сферы материального производства. Он непосредственно участвует в создании материальных благ. Транспорт участвует на всех этапах производства, в том числе им осуществляется доставка продукта потребителю. "За транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует также транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение". Перемещение всех видов продукции, в том числе нефти, нефтепродуктов и газа, требует материальных и трудовых затрат. Указанные затраты относятся на стоимость транспортируемой продукции и увеличивают ее. В настоящее время в наибольших количествах "перевозят" три вида энергии. Во-первых, это транспорт химической энергии, заключенной в массе какого-либо вещества, которое может выделять энер- Маркс к., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 26, ч. 1, с. 422. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 24, с. 170. гию (нефть, нефтепродукты, горючие газы, уголь,торф и т.д.). Во-вторых, это транспорт тепловой энергии, т.е. той энергии, которая заключена в потоке вещества, имеющем температуру выще температуры окружающей среды (пар, горячая вода). В-третьих, это транспорт электроэнергии (линии электропередач). Если представить количество энергии в единицах условного топлива, то оказывается, что газа транспортируется в 10, а нефти в 30 раз больше, чем электроэнергии. Почти вся нефть и газ в мире используются не там, где добываются. Добываются они в тех местах, где их много и добывать дешевле, а потребляются в районах с развитой промышленностью. При гигантских масштабах промышленности СССР потребность в топливе и сырье огромна - до 5 млрд.т в год. Стоимость же сырья и топлива постоянно растет как за счет все более усложняющихся условий добычи, так и за счет увеличения дальности перевозок. Развитие топливно-энергетического комплекса страны существенно зависит от развития транспортной системы. Это объясняется значительной долей транспортных издержек в стоимости топлива. На транспорт Топливных грузов (нефть, газ, уголь) в настоящее время приходится свыше 40 % всего грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта. Поэтому структура энергетического баланса и развитие энергетического комплекса существенно влияют на развитие единой транспортной системы страны. Необходимость доставки энергоресурсов из восточных районов поставила перед транспортом задачу создания уникальных по протяженности и производительности систем транспорта газа из северных районов Тюменской области в европейскую часть страны, а также систем транспорта нефти из Тюменской области на нефтеперерабатывающие заводы в европейской части, на востоке и юге страны. Перемещение энергетических ресурсов на такие большие расстояния (так, например, Уренгой - Помары - Ужгород имеет протяженность 4500 км) стало экономически оправдано, поскольку обеспечение районов европейской части страны за счет местных топливных ресурсов или невозможно ввиду их недостатка, или является нецелесообразным в связи с высокими затратами на добычу. Проблема транспортировки нефти возникла, как только человечество стало использовать ее в своей хозяйственной деятельности. Нефть и нефтепродукты перевозят различными видами транспорта: железнодорожным, водным, трубопроводным, автомобильным и в исключительных случаях авиационным. Каждый вид транспорта имеет экономически рациональную область применения, которая обусловливается объемом и дальностью перевозок. На выбор вида транспорта при решении конкретных задач доставки нефтегрузов большую роль играет наличие в районе действующих транспортных путей и их загруженность. Наряду с объемом и дальностью перевозок серьезное влияние оказывают физические свойства нефтепродуктов (жидкость, газ, твердое тело), запасы и перспективы развития нефтяной промышленности в различных районах страны, а также перспектива развития потребления. Окончательное решение о выборе системы транспорта нефтепродуктов определяется технико-экономическим расчетом с учетом всех факторов. Доставка нефтегрузов потребителям чаще всего осуществляется несколькими видами транспорта. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), получая нефть с промыслов в количестве нескольких миллионов тонн в год, в основном снабжаются по магистральным трубопроводам и частично железной дорогой и водным транспортом. Доставка нефтепродуктов (ассортимент которых включает более 250 наименований) потребителям осуществляется мелкими партиями, но общий их объем поставок велик. Использование смешанных видов транспорта, необходимость дробления потоков нефтегрузов по мере приближения к потребителю, несовпадение во времени объемов производства нефтепродуктов и объемов их потребления вызывают необходимость создания запасов нефти и нефтепродуктов в пунктах потребления, производства и перевалки с одного вида транспорта на другой. КРАТКАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ТРАНСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ Железнодорожный транспорт - наиболее распространенный вид транспорта для перевозки грузов. Основные перевозки жидких нефтяных грузов осуществляются в специальных стальных вагонах-цистернах. Перевозка в таре и навалом составляет незначительную часть общих объемов перевозок. Железнодорожные вагоны-цистерны, грузоподъемность которых 50, 60 и 120 т, выполнены из листовой стали толщиной 8-11 мм. Налив нефтепродуктов в цистерну, как правило, производится сверху, а слив снизу. Все цистерны оборудованы смотровыми площадками, внутренними и наружными лестницами, нижними сливными приборами и другими необходимыми устройствами для надежной эксплуатации в пути следования и при сливно-наливных работах (табл. 2). В качестве тары для нефтегрузов применяются металлические, пластмассовые и деревянные бочки и бидоны, фанерные и металлофанерные ящики и барабаны, стеклянные бутылки, хлопчатобумажные и бумажные мешки и др. OcHOBHbie технико-экономические преимущества железнодорожного транспорта следующие: этот вид транспорта универсален, он может перевозить все виды нефти и нефтепродуктов в любых объемах. По железным дорогам, так же, как и по нефтепроводам, обеспечивается равномерная доставка грузов в течение всего года с более высо- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |
||