Главная Переработка нефти и газа резервуаре (10-15 МПа). После сжатий до требуемого давления газ очищается от примеси масла, попавшего в него в компрессоре в сепараторах, охлаждается в теплообменнике и поступает на газораспределительный пункт (ГРП). На ГРП измеряют расход газа и затем он направляется к эксплуатационным скважинам и через них поступает в водоносный пласт-резервуар. Зимой газ отбирается из пласта-резервуара и по скважинам поступает на ГРП для измерения расхода и очистки в сепараторах. Затем он осушается в специальной установке и подается в магистральный газопровод для доставки потребителям. Для контроля за возможным проникновением газа из пласта-резервуара в вышезалегающие пласты используют специально пробуренные контрольные и наблюдательные скважины. В основном по такой же технологической схеме работают подземные газохранилища в истощенных газовых и нефтяных месторождениях. Начиная с 50-х годов стали хранить природный газ в сжиженном виде. Технология сжижения природного газа, который состоит в основном из метана, была разработана в связи с необходимостью снабжения газом стран Западной Европы из Алжира. Природный газ охлаждался до -162° С и при этом метан сжижался и в сжиженном виде он специальными танкерами - метановозами транспортировался по Средиземному морю в Великобританию, Францию, Италию. Позднее перевозка сжиженного природного газа танкерами стала осуществляться в Японию, США из других газодобывающих стран Африки и Азии. Для хранения сжиженного метана на береговых базах и при перевозке танкерами применяют специальные резервуары с мощной теплоизоляцией. Такие резервуары изготовляют или из стали, содержащей от 5 до 9 % никеля, или из алюминия высокой степени чистоты. Снаружи резервуары покрывают теплоизоляционным слоем из вакууми-рованного перлита и других материалов с низким коэффициентом теплопроводности. Для хранения сжиженного метана на береговых базах все более широко применяют заглубленные в землю железобетонные резервуары, облицованные внутри листами из никельсодержащей стали или алюминия. Между железобетоном и металлической облицовкой помещают слой теплоизоляционного материала. После того как были разработаны технология сжижения природного газа и резервуары для его хранения, сжиженный метан все шире применяется для компенсации сезонной неравномерности газопотребления. ГЛАВА 5 СООРУЖЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ СОСТАВ СООРУЖЕНИЙ и РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ Магистральные трубопроводы - это инженерные сооружения. К линейным объектам относят линейную часть (нитку) магист ральных трубопроводов, линии технологической связи, линии электро снабжения, дороги различного назначения. К наземным (площадочным) объектам относят насосные и компрессорные станции на магистраль ных трубопроводах, нефтяных и газовых промыслах, установки коми лексной подготовки нефти и газа, объекты ГПЗ, нефтебаз, газохрани лищ. Линейные и наземные (площадочные) объекты имеют свои харак тарные особенности технологии и организации строительно-мон тажных работ. Так, например, такой линейный объект, как магист ральный трубопровод, имеет протяженность до 4000-4500 км и прак тически неограниченный фронт для производства строительно-мон тажных работ. На магистральном трубопроводе при такой большой его протяженности все работы выполняют линейными объектными строи тельными потоками, за которыми закрепляют определенные участки строящегося магистрального трубопровода. По мере выполнения ра бот эти передвижные механизированные строительные подразделения пе ремещаются вдоль трассы строящегося трубопровода. При сооружй НИИ магистрального трубопровода большой протяженности строитель но-монтажные работы последовательно выполняют в различных при родно-климатических зонах с различными видами грунтов, с переее чением большого числа различных естественнь1х и искусственных пре пятствий (реки, водохранилища, каналы, железные и автомобильные дороги и др.), с горными участками и заболоченными местностями Понятно, что степень трудоемкости технологических процессов строи тельства на указанных участках резко различается. Поэтому техноло гия и организация строительства линейной части магистральных тру бопроводов на различных участках различные. На наземных (площа дочных) объектах нефтяной и газовой промышленности фронт ведения строительно-монтажных работ по сравнению с линейными объектами значительно ограничен, так как площадь, занимаемая такими объектами, измеряется несколькими гектарами и только для таких крупных наземных объектов, как газоперерабатывающие заводы, - десятками гектар. При сооружении объектов нефтяной и газовой промышленности выделяют два периода - подготовительный и основной. Общая длительность строительства этих объектов устанавливается нормативны- ми документами (строительными нормами и правилами) с выделением нормируемой длительности подготовительного периода. При сооружении объектов нефтяной и газовой промышленности выполняют комплекс работ, которые разделяют на общестроительные, монтажные и специальные строительные работы. К общестрои-тпьным относят бетонные и арматурные работы, работы по монтажу различного вида зданий, земляные работы по рытью траншей и котлованов. Монтажные работы - это работы по монтажу и сварке нитки магистрального трубопровода, а также технологических и промысловых трубопроводов, по монтажу основного и вспомогательного технологического оборудования на насосных и компрессорных станциях, установок комплексной подготовки нефти и газа на газовых и нефтяных месторождениях, на ГПЗ, по монтажу стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов на головных насосных станциях и нефтебазах. Специальнье строительные работы - это работы, связанные с монтажом линий электропередач и технологической связи, системы электрохимической защиты на линейной части магистральных трубопроводов, систем водоснабжения и канализации, автоматики и телемеханики (на насосных и компрессорных станциях, УКПГ, УКПН, ГПЗ). , < На линейной части магистральных трубопроводов выполняют следующие работы: подготовительные, транспортные, сварочно-монтажные, земляные, изоляционные и укладочные, очистку полости трубопроводов и их испытание. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ До начала основных строительно-монтажных работ по сооружению объектов нефтяной и газовой промышленности обязательно выполняют мероприятия и работы по подготовке строительного производства в таком объеме, который обеспечил бы осуществление строительства объекта качественно и в установленные сроки. В состав мероприятий и работ по подготовке строительного производства входят: общая организационно-техническая подготовка (это разработка проектно-сметной документации), отвод территории для строительства (трассы с полосой отвода для линейных объектов и площадки для наземных объектов), оформление финансирования строительства, заключение договоров подряда и субподряда. Подготовка строительной организации проводится с целью созда-нин необходимых условий для обеспечения выполнения заданий производственной программы всеми подразделениями - участниками строительства объекта с заданными технико-экономическими показателями. При этом виде подготовки разрабатывают документацию 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |
||