Главная Переработка нефти и газа Таблица 2 Техническая характеристика вагонов-цистерн для перевозки наливных нефтяных грузов
кой скоростью, чем водным транспортом. Железнодорожный транспорт имеет сравнительно разветвленную сеть в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах, что позволяет доставлять нефтепродукты непосредственно в большинство пунктов потребления. К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести потребность в больших капитальных вложениях при строительстве новых, ремонте и реконструкции существующих линий; относительно высокие эксплуатационные затраты по сравнению с другими видами транспорта нефтегрузов; относительно низкую эффективность использования мощности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными) ; значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях; необходимость создания специальных сливно-наливных пунктов и пунктов зачистки вагонов-цистерн. Водный транспорт нефти можно разделить на речной - по внутренним водным путям (рекам, озерам) и морской - по морям и океанам (как по внутренним морям континентов, так и между континентами). По рекам и озерам нефть перевозится в баржах (в том числе самоходных) и в речных танкерах - специальных самоходных судах, предназначенных для перевозки нефтегрузов. В нашей стране протяженность судоходных рек достигает 150 тыс. км, в том числе для наиболее крупных рек (в км) : Волги - 3700, Иртыша - 3600, Лены - 4300, Енисея -3300, Амура - 2900, Оби - 3700, Днепра - 2300 и др. Для перевозки нефтегрузов используются крупные каналы, соединяющие реки: Бе-ломорско-Балтийский им. Москвы, Волго-Балтийский и Волго-Донской. Эти каналы и соединяемые ими реки образуют единую глубоко- водную систему европейской части страны. Речной транспорт широко используется для доставки нефти и нефтепродуктов в различные районы страны. Одним из первых видов транспорта западносибирской нефти был речной по р. Оби. Морской транспорт нефтегрузов осуществляется морскими танкерами - судами большой грузоподъемности способными пересекать океаны и моря. Грузоподъемность современных морских супертанкеров достигает миллиона тонн. Нефтеналивные суда характеризуются следующими основными показателями: водоизмещением - массой воды, вытесняемой груженым судном. Водоизмещение судна при полном осадке равно собственной массе судна и массе полного груза в нем, включая все необходимые для плавания запасы; дедвейтом - массой поднимаемого груза (транспортного и хозяйственного); грузоподъемностью - массой транспортного груза; осадкой при полной загрузке; скоростью при полной загрузке. Наряду со специализированными нефтеналивными судами сооружаются балктанкеры - комбинированные суда, предназначенные для перевозки нефтей и нефтепродуктов, навалочных грузов и руды. Первый советский балктанкер "Маршал Буденный" построен в 1979 г. Такие суда могут доставлять в одном направлении нефтегрузы, а в обратном руду или другой груз, что сокращает переходы без коммерческой загрузки. Нефтерудовозы грузоподъемностью 2700 т используются для доставки нефтепродуктов в порты Балтийского и Белого морей и перевозки в обратном направлении руды из Кандалакши в Череповец. Сооружаются танкеры класса "река - море" грузоподъемностью 5000 т повышенной прочности. Эти суда даже способны совершать рейсы в открытых морях - таких, как Средиземное, Охотское. Все виды водного транспорта располагают неограниченной пропускной способностью водных путей; в большинстве случаев нет необходимости в создании дорогостоящих линейных сооружений; провозная способность флота ограничивается грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств флота, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства. Чем больше грузоподъемность танкера, тем дешевле перевозка, эффективность использования супертанкеров повышается с увеличением дальности перевозок, на малых расстояниях они перестают быть рентабельными. Трубопроводный транспорт нефтегрузов осуществляется по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. По перекачиваемому продукту магистральные трубопроводы подразделяют на нефтепроводы, перекачивающие нефть, и нефтепродуктопроводы, перекачивающие бензины, дизельные топлива, керосины, мазуты. К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы диаметром от 529 до 1220 мм и протяженностью 50 км и более, предназначенные для доставки нефти из районов добычи на нефтеперерабатывающие заводы или пункты налива нефти в железнодорожные ва- гоны-цистерны или в места погрузки ее на танкеры. К магистральным нефтепродуктам относятся трубопроводы диаметром не менее 219 мм и протяженностью 50 км и более, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов из районов их производства, а также перевалочных нефтебаз в районы потребления - до распределительных нефтебаз, наливных станций, портов, крупных промышленных предприятий, ТЭЦ и т.д. /ГГрубопроводный транспорт по сравнению с другими видами транспорта обладает ценнейшими преимуществами, основными из них являются: наиболее низкая себестоимость перекачки; небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов; бесперебойная поставка в течение года, практически не зависящая от климатических условий; высокая производительность труда; незначительные потери нефтей и нефтепродуктов при перекачке; сравнительно короткие сроки строительства; возможность перекачки нескольких сортов нефти и нефтепродуктов по одному трубопроводу; возможность наращивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингцв). Трубопроводный транспорт имеет и ряд недостатков, в определенной мере снижающих экономическую эффективность и сдерживающих темпы роста трубопроводного строительства, к ним следует отнести: крупные единовременные капитальные вложения в строительство, поскольку для ввода в эксплуатацию необходимо проложить весь трубопровод; потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтью или нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию. Особенно велики эти затраты для магистральных нефтепродуктопроводов: большая металлоемкость; необходимость устойчивого грузопотока на длительное время; небольшая скорость движения нефти и нефтепродуктов (5-10 км/ч). / Автомобильнь1Й транспорт - основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы, в колхозы и совхозы, на строительные площадки и т.д.). Для перевозки нефти автотранспорт практически не используют. Перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом осуществляют в основном в пределах нескольких десятков километров. При больших расстояниях автотранспорт становится неэкономичным по сравнению с железнодорожным и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта (например, на Севере, в Казахстане и т.д.). Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов - в таре на бортовых машинах. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [ 31 ] 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||