Главная Переработка нефти и газа Рис. 36. Сжема установки железобетонного пригруза на трубопроводе диаметром 1420 мм: / - железобетонный седловидный пригруз; 2 - защитная прокладка; 3 - труба с изоляцией Рис. 37. Схема закреплении трубопровода винтовым анкером: 1 - анкер; 2 - трехслойная прокладка из бри-зола; 3 - силовой пояс; 4 - футеровочная прокладка С лопастями. Каждая стойка с винтом с помощью специального механизма ввинчивается в грунт, а лопасти винта удерживают стойку от выдергивания и удерживают в проектном положении трубопровод. После установки двух стоек - анкерных тяг на верхнюю часть трубы устанавливают поперечный силовой пояс с прокладками, предохраняющими изоляцию от повреждения,- Концы силового пояса закрепляют на верхних концах стоек. Раскрывающиеся анкеры отличаются от винтовых наличием на стойках не винтов, а раскрывающихся лопастей, которые и удерживают стойки от выдергивания из грунта. При забивке стоек в грунт лопасти складываются. Когда по окончании забивки стоек их извлекают из грунта, то лопасти раскрываются и удерживают их. После этого трубопровод закрепляют силовым поясом за верхние концы стоек. Грузы-утяжелители и анкеры устанавливают на трубопровод с определенным шагом, который предварительно рассчитывают. Трубопроводы можно закреплять различными грунтами, напри; мер гравием или песчано-гравийной смесью. Однако эти грунты бьютро вымываются. В качестве защиты грунтов-пригрузов было предложено использовать нетканые синтетические материалы. Из такого материала устраивают как бы камеру, в которую и засыпают грунт, применяемый в качестве пригруза. При этом образуется как бы перемычка-пригруз. Такие перемычки-пригрузы устраивают с определенным шагом по длине участка трубопровода. Длина такой перемычки-пригруза обычно 25-30 м, а расстояние между перемычками составляет 0,8-1 ее длины, т.е. от 20 до 30 м. Применяют также подобную балластировку грунтом, сплошную по всей длине трубопровода. В качестве пригру-зов-перемычек используют также обычные грунты, но закрепленные от размыва путем смешивания с различными вяжущими компонен- тами (тяжелые крекинг-остатки от переработки нефти, битумы и др.). Для дополнительного упрочнения грунтовых перемычек их армируют стальными сетками. Выбор того или иного метода закрепления трубопроводов обычно осуществляют при проектировании магистральных трубопроводов. После окончания изоляционно-укладочных работ на участке трубопровода и засыпки участков трубопровода в траншее проводят очистку их полости и испытания на прочность и плотность. Завершающим видом работ на линейной части магистрального трубопровода является сварка так называемых захлестов. На границах каждого участка уложенного в траншею и испытанного трубопровода оставляют не засыпанными грунтом концевые трубы на длине примерно 3-4 м. Причем на границах соседних участков их концы перекрывают друг друга на расстоянии 1-2 м. Вот это перекрытие, сделанное во избежание вварки коротких вставок труб-катушек при отсутствии перекрытия, и называют захлестами. При сварке захлестов один из концов стыкуемых участков трубопровода обрезают кислородной резкой на длине, обеспечивающей стыковку концов участков трубопровода. После этого с помощью звенного наружного центратора осуществляют центровку и сборку стыка короткими сварными швами-прихватками, а после снятия центратора сваривают стыковой шов ручной электродуговой сваркой. СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ На своем протяжении магистральные трубопроводы пересекают большое число самых различных по характеру и протяженности естественных и искусственных препятствий (крупные и мелкие реки, железные и автомобильные дороги, водохранилища, овраги, ручьи и др.). Сооружение переходов должно опережать сооружение нитки трубопровода. Строительство переходов ведется специализированным потоком (бригадцй), оснащенным необходимыми машинами и механизмами. Через крупные реки сооружают подводные и надводные переходы. Наиболее часто в практике строительства трубопроводов применяют подводные переходы через крупные реки. Подводный переход состоит из русловой части, проходящей под основным руслом реки, и пойменной части, проходящей через заливаемые в паводки примыкающие к основному руслу поймы. Как в пойменной, так и в русловой части переход выполняется подземным способом в траншеях. Подводные траншеи необходимы во избежание повреждения подводного трубопровода судами (например, при бросании якорей) и, что более важно, во избежание непосредственного гидродинамического воздействия воды на трубопровод. Применяют две конструкции подводных переходов - двухниточную и однониточную типа "труба в трубе". Двухниточный переход состоит из основной и резервной ниток, располагаемых в подводных траншеях на определенном расстоянии друг от друга. За пределами пойменного участка сооружают колодцы с кранами, позволяющими отключать или включать резервную нитку подводного перехода. Резервная нитка перехода сооружается для бесперебойной работы трубопровода при отказе основной НИТКИ перехода. Однониточный переход для повышения надежности его работы выполняют трехслойным, в виде двух концентрически расположенных труб, зазор между которыми заполняют мелкозернистым бетоном (цементно-песчаной смесью). Хотя при такой конструкции перехода расход стальных труб не сокращается, но снижается объем земляных работ по разработке подводных траншей, что делает его более экономичным. Для сооружения подводного перехода через крупную реку рядом со створом этого перехода организуют специальную промышленную площадку, где сосредоточивают сварочную базу, базу для изоляции и футеровки труб и трубных плетей, спусковую дорожку для спуска (подвода футерованных трубных плетей к кромке воды). При сооружении подводных переходов на крупных реках выполняют следующий комплекс строительно-монтажных работ: подготовительные, земляные, сварочно-монтажные, изоляционные и футеро-вочные, укладку трубопровода в подводную траншею, обратную засыпку подводной траншеи, очистку полости и испытание подводного перехода. Подготовительные работы включают геодезические и гидрометрические работы, подготовку спусковых дорожек и др. Геодезические работы связаны с проведением промеров для составления фактического профиля подводных траншей и их положения в плане. Глубины воды в точках промера в створе перехода измеряют с плавучих средств с помощью эхолотов. Гидрометрические работы включают определение скоростей потока воды, измерение отметок уровня воды на водомерных постах. Береговые подготовительные работы - это работы по монтажу на промышленной площадке сварочной базы, "базы для изоляции и футеровки трубных плетей, по устройству спусковой дорожки. Земляные работы - это работы по разработке подводных траншей и обычных траншей в пойменной части перехода. Наибольшую трудность представляет разработка подводных траншей. В зависимости от ширины и глубины реки, ее судоходности применяют земснаряды, экскаваторы, или специальные скреперные установки. Земснаряды используют при отсутствии скальных грунтов в русле реки, а также при ширине рек более 200 м и глубине более 2 м. Земснаряд - это 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |
||