Главная Переработка нефти и газа чика. В состав специализированного потока (бригады) входят также многопостовые передвижные или самоходные сварочные установки, передвижные мастерские. Контроль сварочно-монтажных работ осуществляют пооперационным контролем (проверка труб и трубных секций, сварочных материалов, режимов сварки, качества сборки и центровки стыков); внешним осмотром готовых сварных соединений; проверкой отсутствия в сварных соединениях недопустимых дефектов (непроваров в корне шва, шлаковых включений и пор, трещин, подрезов и др.). Образование и наличие трещин в сварных соединениях не допускается при любых их размерах. Размеры других недопустимых дефектов регламентируются нормами (СНиП 2.05-06-85, СНиП Г1-42-80 и технологическими инструкциями). Для выявления недопустимых дефектов в сварных соединениях широко используют неразрушающие методы контроля: просвечивание рентгеновскими или гамма-лучами, магнитографический и ультразвуковой контроль. Земляные работы Земляные работы при сооружении магистральных трубопроводов связаны с рытьем траншей (для подземных трубопроводов), обратной засыпкой траншей с уложенными в них трубопроводами. Для наземных трубопроводов земляные работы связаны с устройством защитных насыпей над ниткой трубопровода. Земляные работы связаны с разработкой грунтов. Методы разработки грунтов зависят от их прочности. Мягкие грунты разрабатывают резанием, т.е. послойным срезанием с помощью специальных механизмов (обычно экскаваторов), твердые грунты (скальные, мерзлые и др.) - взрывным способом, предварительным рыхлением (для мерзлых грунтов). Для разработки грунтов резанием используют землеройные и землеройно-транспорт-ные машины. Землеройные машины только разрабатывают грунт и переводят его в близкорасположенный отвал. Землеройно-транспортные машины не только разрабатывают грунт, но и транспортируют его на расстояния от десятков метров до нескольких километров. К землеройным машинам относят экскаваторы, а к землеройно-транспортным - бульдозеры и скреперы. Экскаватор - землеройная машина с основным рабочим органом в виде одного или нескольких ковшей. Ковш имеет режущие кромки (нож или отдельные зубья). При углублении в грунт и движении ковша происходит срезание слоев грунта и заполнение ковша грунтом. По мере заполнения ковша срезанным грунтом происходит удаление его в отвал и цикл повторяется. При сооружении магистральных трубопроводов для выполнения земляных работ применяют одноковшовые и многоковшовые (роторные) экскаваторы. Одноковшовые экскаваторы бьгвают с прямой, обратной лопатами и типа драглайн. Эти экскаваторы являются универсальными землеройными машинами и могут выполнять все виды земляных работ. Однако одноковшовые экскаваторы относятся к машинам циклического действия, в которых рабочий цикл (разработка грунта) чередуется с холостым циклом (выгрузка ковша). Поэтому одноковшовые экскаваторы не обеспечивают высокую производительность при разработке траншей. Для разработки грунта при копании траншей подземных магистральных трубопроводов в необводненных грунтах используют многоковшовые роторные или траншейные экскаваторы. Эти экскаваторы являются узкоспециализированными, но из-за непрерывности работы (отсутствия холостых ходов) обеспечивают высокую производительность. Основным рабочим органом многоковшового экскаватора служит ротор с большим числом рабочих ковшей малой вместимости (0,12-0,25 м). Число рабочих ковшей в роторе от 14 до 24. Ротор закрепляют на раме в задней части гусеничного трактора. При рытье траншеи ротор вначале погружают в грунт на проектную глубину, затем машинист включает передний ход экскаватора и за счет вращения ротора через передаточный механизм от двигателя происходит непрерывная срезка грунта ковшами, освобождение ковшей от грунта на ленту транспортера и удаление грунта ленточным транспортером в отвал за бровку траншеи. Многоковшовые (роторные) экскаваторы отличаются высокой производительностью. Однако их применяют только при рытье траншей в относительно сухих грунтах на прямолинейных участках. На участках поворота, в обводненных грунтах, в сильновязких глинистых грунтах применение многоковшовых роторных экскаваторов практически невозможно. В этих случаях используют одноковшовые экскаваторы с обратной лопатой. Объем земляных работ при рытье траншей для трубопроводов определенных диаметра и протяженности зависит от выбранного поперечного профиля траншеи и его размеров. Чрезмерное увеличение размеров поперечного сечения траншей приводит к значительному увеличению объема земляных работ, а максимальное приближение их к диаметру трубопровода может привести к разрушению изоляционного покрытия и возможному повреждению трубопровода. Поэтому нормативными документами установлены минимальные размеры поперечного профиля траншей в зависимости от диаметра трубопровода и вида грунтов. При балластировке трубопроводов грузами ширину траншеи назначают из условия обеспечения расстояния между грузом и стенкой траншеи не менее 200 мм. Рьттье траншеи начинают после выполнения в необходимом объеме сварочно-монтажных работ по сварке нитки магистрального трубопровода. Земляные работы должны опережать следующие за ними изоляционно-укладочные работы на 2-8 км. Земляные работы выпол- няет специализированный поток, состоящий из звеньев по рытью траншей и по обратной засыпке траншей после укладки заизолированно-го трубопровода. В состав звена по рытью траншей входят роторные экскаваторы, одноковшовые экскаваторы, а при разработке мерзлых грунтов - рыхлители. При разработке скальных грунтов используют буровую машину и передвижной пункт взрывчатых материалов. Число механизмов в составе звена зависит от диаметра трубопровода. Например, для рытья траншеи магистрального трубопровода диаметром 1420 мм применяют четыре роторных экскаватора ЭТР-253А, три одноковшовых экскаватора с ковшом вместимостью 1 м. Такое звено обеспечивает рытье траншеи с темпом работы 1,8 км вдень. Каждый роторный экскаватор выполняет работу на отведенной захватке и затем перебазируется на следующую захватку. Перемычки, остающиеся между захватками, разрабатывают одноковшовыми экскаваторами. Ранее описана организация и технология рытья траншей при положительных температурах окружающего воздуха на хорошо разрабатываемых неувлажненных грунтах. Рассмотрим кратко особенности рытья траншей в сложных условиях. Как известно, большой объем земляных работ при сооружении трубопроводов выполняется в северных условиях и в зимнее время года. Северные участки магистральных трубопроводов, берущих начало в Ямбурге, проходят по сплошным зонам вечной мерзлоты, где и в летнее время грунт оттаивает на малую глубину. Кроме того, приходится вести рытье траншей в зимнее время с разработкой твердого мерзлого грунта. В этом случае непосредственное рытье траншей экскаваторами невозможно. Для разработки мерзлых грунтов используют различные методы: предварительное рыхление мерзлых грунтов, предварительное оттаивание мерзлых грунтов, резка мерзлых грунтов буровыми машинами, предварительное рыхление мерзлых грунтов взрывом. На участках, где отсутствует вечная мерзлота, практикуют предохранение грунта от промерзания в осеннее время за счет покрытия грунта в пределах ширины будущей траншеи теплоизоляционными материалами (сухим торфом, шлаком и т.д.). При рытье траншей в мерзлых грунтах широкое применение получило предварительное рыхление мерзлых грунтов с помощью специальных машин-рыхлителей. Рыхлитель - это мощный гусеничный трактор (мощность двигателя до 300 кВт), оснащенный спереди отвалом с ножом (бульдозер) , а сзади - мощными зубьями-рыхлителями из прочной стали. При погружении зубьев-рыхлителей на глубину 300-500 мм и движении трактора мерзлый грунт разрыхляют, а комки разрыхленного грунта удаляют бульдозером. Особые трудности вызывает прокладка траншей на участках трубопроводов с болотами и сильнообводненны-ми грунтами. Проходка землеройных машин непосредственно по болотам сильно затруднена. 8 этом случае прокладывают лежневые дороги для перемещения одноковшовых экскаваторов с обратной лопа- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 |
||