Главная Переработка нефти и газа диоактивные и кислотные осадки, новые болезни. Даже прослеживают параллель между частотой техногенных катастроф и природными катаклизмами (землетрясения, ураганы, наводнения и т.д.). Нефтепроводный транспорт здесь также участвует в виде аварий и катастроф. Конечно, нельзя остановить технический прогресс, даже если он не совсем совершенен. Развитие всегда происходит сложно, через почти стихийную мысль, опыт, ошибки, исправления дорогой ценой. Но в последние годы! постепенно приходит понимание того, что главным все же должна быть безопасность технических объектов на всех этапах их существования - при производстве, хранении, эксплуатации, утилизации. Это относится также и к системе магистральных нефтепроводов страны. Проблемы безопасности при обращении с нефтью имеют особое место. Они связаны со следующими свойствами нефти: нефть является горючим продуктом, и поэтому всегда существует пожароопасность; в состав нефти входят много фракций и различных примесей, некоторые из которых легко испаряются и поэтому нефть имеет характерный неприятный запах; при определенной концентрации пары нефти возгораются (или взрываются) от искры; пары нефти оказывают отравляющее воздействие на людей и животных; при попадании нефти на землю почва на несколько лет теряет свои плодородные свойства; при попадании на воду появляется нефтяная пленка, непроницаемая для воздуха; при этом вода обедняется кислородом, а это губительно для животного и растительного подводного мира. С увеличением объемов добычи нефти степень опасности многократно возрастает. Одно дело, когда нефть хранили или перевозили в бурдюках или деревянных бочках, и совсем другое дело, когда нефть хранят в современных резервуарах объемом до 50 ООО м3 и транспортируют по трубопроводам диаметром 1200 мм под давлением 40 атмосфер на расстояния в несколько тысяч километров. Последствия от аварий также бывают несопоставимы. Достаточно вспомнить катастрофу на продуктопроводе при перекачке широких фракций легких углеводородов (ШФЛУ) в 1989 г. на участке Аша - Улу-Теляк, в которой пострадали около 1200 человек (573 убиты и 620 ранены). Это была самая тяжелая катастрофа в истории развития нефтепроводного транспорта. Известны! случаи, когда почти вся ремонтная колонна попадала в зону сплошного огня из-за разры!ва нефтепровода и возгорания нефти в процессе капитального ремонта без остановки перекачки нефти. В 2000 г. возник пожар на нефтебазе в Самаре, из-за самовозгорания нефти в одном из стальных резервуаров. Затем огонь распространился на соседние резервуары. Огонь бушевал несколько дней. П роблемы безопасности появлялись и решались вместе с развитием нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта. П ервые шаги в этом направлении были сделаны при освоении нефтяных районов Баку в 60-е годы XIX века. Тогда в этих районах начиналась добыча нефти с помощью буровых скважин. Баку захлестнул нефтяной бум. Бакинские районы Балаханы, Сабучаны, Раманы собирали тысячи людей, пытающихся разбогатеть на добыче и переработке нефти. Наиболее известным районом нефтедобычи считался Шайтан-базар, где на территории около 150 десятин было заложено 120 скважин и работало 110 фирм. Все там было цвета нефти, даже птицы. Хаос в освоении, огромное количество людей, грязь, пыль - похоже на ад. Известны!й в то время промышленник В.И. Рогозин, касаясь бакинских промыслов, отмечал, что все там происходило «без счета и расчета». В 1873 г. в Балаханах был получен первый мощный фонтан с глубины 29 м, который залил всю окрестность, образовав на периферии участка несколько нефтяных озер. Одновременно с добычей нефти строились нефтеперегонные заводы по выработке керосина. В 1869 г. в Баку таких заводов уже насчитывалось 23, и еще два были в Сураханах. Кроме нефтеперегонных заводов, было много нефтеперегонных установок, размещенных в жилы!х домах. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Это было, пожалуй, одной из первых акций по охране окружающей среды и обеспечению безопасности населенных районов. Обостряется проблема доставки нефти от промыслов к заводам Черного города. Доставляли нефть в бочках и бурдюках на арбах. Более 10 000 возчиков было занято доставкой. В 70-х годах бурдюки были вытеснены деревянными бочками на 20 - 25 пудов (300 - 400 кг). Это были прообразы современных цистерн. Доставка нефти на место переработки была на порядок дороже, чем добыча нефти на месторождении. Еще в 1863 г. Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомен- довал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы сократить затраты на перевозку. Его предложение было принято лишь 15 лет спустя компанией «Братья Нобель», наиболее активно работавшей в то время на нефтяном рынке Баку. Это был первый нефтепровод в России. К концу XIX века общая протяженность трубопроводов из районов Баку составляет 230 км, а ежегодный объем перекачки - 1 млн т. Все нефтепроводы! бы!ли совершенно герметичны и прослужили до 1918 г. Стоимость доставки нефти по этим трубопроводам снизился в 10 раз по сравнению с гужевым транспортом, существовавшим до этого. С тех пор и до настоящего времени основными видами транспорта нефти являются железнодорожный (в цистернах), водный (в танкерах), трубопроводный. Сегодня водный транспорт используют в основном только при морских перевозках. Трубопроводный транспорт нефти по сравнению с железнодорожным имеет ряд положительных технико-экономических особенностей: прокладка трубопровода возможна практически во всех районах страны, в любых направлениях и любых инженерно-геологических, топографических и климатических условиях; трасса трубопровода между начальным и конечным пунктами может быть проложена по более короткому пути, чем железная дорога; переходы трубопроводов через многочисленные водные преграды строятся проще, быстрее и стоят дешевле, чем железнодорожные мосты; трубопроводы сооружают в сравнительно короткие сроки, и они обеспечивают быстрое освоение нефтяных районов и мощностей нефтеперерабатывающих заводов независимо от их местоположения; работа магистральных трубопроводов непрерывна, планомерна в течение года, месяца, суток и не зависит от климатических, географических и иных условий; трубопроводный транспорт имеет широкие возможности взаимодействовать со всеми другими видами транспорта по совместной доставке нефти и нефтепродуктов на место назначения; себестоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральному трубопроводу ниже за счет использования современных методов управления процессом перекачки: автоматизации и телемеханизации, оптимизации режимов пе- 0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 |
||