Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Эти функции можно определить из анализа результатов систематических исследований механических свойств металла за период эксплуатации трубопровода. Некоторые данные, полученные многолетним изучением явления старения металла трубопровода, приведены в разделе 2.4.2.

Функции изменения механических свойств металла труб в результате старения удобнее выбирать в виде полиномов второго порядка (повышение порядка аппроксимирующих полиномов нецелесообразно):

(3.37)

Тогда параметрами старения следует считать коэффициенты этих полиномов. Величины с верхним индексом «0» (например, ) соответствуют механическим свойствам «исходного» металла трубы (в начале эксплуатации).

Для получения параметров старения можно, например, на участке трубопровода выбрать одну контрольную трубу и пе-


Рис. 3.7. Зависимость механических характеристик стали марки 17ГС от времени эксплуатации магистрального нефтепровода (усредненные данные)



Таблица 3.2

Параметры аппроксимирующих полиномов для стали марки 17ГС

Механические свойства

Исходные значения

Коэффициенты по формуле (3.37)

ат, М Па

KCV, мДж/см2

354 0,685 0,7

0,65 -0,403 -0,014

0,0042 0

риодически следить за механическими свойствами этой трубы. С этой целью, в частности, можно 1 раз в 5 лет из этой трубы вырезать катушку длиной 2 м и подробно измерять все механические свойства по одной и той же методике. Тогда накопятся все необходимые данные об изменении механических свойств металла труб данного трубопровода.

Н а рис. 3.7 в качестве примера приведены зависимости параметров KCV, Тк, ат от времени t эксплуатации магистральных нефтепроводов из стали марки 17ГС. Соответствующие параметры аппроксимирующих полиномов приведены в табл. 3.2.

П редлагаемая методика позволяет по известным функциям (3.36) учитывать изменение механических характеристик металла трубы при оценке статической прочности и остаточного ресурса дефектных участков магистральных нефтепроводов.

Существуют подходы! [51, 74, 75], связывающие коэффициенты в выражениях (3.36) и (3.37) с углеродным эквивалентом металла (т.е. с химическим составом).

3.4. КРИТЕРИИ БЕЗОПАСНОСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Безопасность магистральных нефтепроводов, как и любых других технических устройств и конструкций, определяется прочностью, долговечностью, надежностью. Если исключить разрушения и другие виды отказов трубопроводов и их элементов, то этим и будет достигнута их безопасность. Поэтому важнейшей группой критериев безопасности являются также критерии прочности, долговечности, надежности в тех условиях, в которых эксплуатируются магистральные нефтепроводы.

Существуют также другие критерии безопасности, которые можно характеризовать как проектные (например, расстояние до населенных пунктов, наличие и исправность за-



порной арматуры и др.). Эти критерии в данной работе не будут рассматриваться.

К ак известно, любой расчет прочности, остаточного ресурса или других эксплуатационных свойств трубопровода проводится по следующему алгоритму:

1) определяют механизм разрушения;

2) определяют напряженно-деформированное состояние в слабом элементе (в данном случае - на дефектах труб);

3) в зависимости от механизма разрушения выбирают критерий разрушения (или критерий прочности);

4) сопоставляя соответствующие параметры напряженно-деформированного состояния и предельные значения для данного элемента конструкции определяют предельные эксплуатационные характеристики: прочность, долговечность и др.

Критериями разрушения называют условия (математические уравнения), соответствующие предельному состоянию конструкции. Поскольку разрушения могут происходить по разным механизмам (физическим, механическим), то и критерии разрушения бывают различными. Поэтому рассмотрим основные механизмы разрушения и соответствующие критерии прочности.

3.4.1. КРИТЕРИИ СТАТИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ ТРУБ С ДЕФЕКТАМИ

Критерии прочности и методы расчета элементов конструкций, в том числе элементов труб и нефтепроводов, изложены в многочисленных справочниках, монографиях и нормативных документах [1, 2, 5, 13, 38, 42, 56, 59, 61, 65, 66, 68, 85, 86, 87, 88, 91].

Здесь собраны критерии (условия разрушения), которые приемлемы для труб магистральных нефтепроводов. Считается, что статическое разрушение трубы с дефектом происходит при достижении хотя бы одного из следующих условий разрушения.

1. Среднее условное напряжение в нетто-сечении достигнет предела прочности металла:

"нетто = "в, (3.38)

где "нетто определяется по формуле (3.32).

2. Зарождение трещины в вершине дефекта (но не полное разрушение трубы) происходит при достижении критической деформации в вершине дефекта:




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101



Яндекс.Метрика