Главная Переработка нефти и газа монт за счет использования передовых технологий, технических средств, методов; существование в пределах правового поля (при ведении хозяйственной деятельности выполнять только юридически разрешенные операции), что особенно важно в условиях быстрого изменения экономических, политических, юридических взаимоотношений между странами, ассоциациями, компаниями, предприятиями, включая поставщиков и потребителей нефти; получение максимума прибыли (техническое и технологическое совершенствование системы невозможно выполнить без прибыли). Перечисленные задачи были и будут актуальными во все времена, но значение их меняется с развитием общества в целом. В настоящее время решение этих задач требует выполнения работ в следующих направлениях: ведение глубокого изучения причин аварийности магистральных нефтепроводов путем постоянного и систематического анализа причин разрушений, установления источников опасности, значения тех или иных факторов в прочности, надежности и безопасности трубопроводов; проведение полной ревизии магистральных нефтепроводов, исходя из современных знаний теории прочности и надежности; регулярный пересмотр нормативных документов, регламентирующих работы по проектированию, изготовлению, строительству, эксплуатации, ремонту объектов: труб, деталей, трубопроводов, оборудования (нормы не могут быть одинаковыми для различных этапов жизни трубопровода); периодическая диагностика фактического технического состояния нефтепроводов, которая включает следующие работы: получение полной картины о фактической дефектности трубопроводов на всем протяжении; обследование состояния фактической напряженности трубопроводов, особенно на опасных участках, включая водные переходы; обследование состояния металлов труб и сварных швов с учетом длительности эксплуатации трубопроводов; обследование эффективности защиты от коррозии (характеристик изоляции, параметров системы электрохимической защиты). выявление опасных участков трубопровода, где могут произойти аварии по тем или иным причинам (дефекты трубы, изоляции, свойства металла и сварных швов, механические напряжения); разработка методики планирования ремонтных работ, отвечающей требованиям максимальной эффективности, разработка критериев оценки эффективности ремонта; разработка эффективных и безопасных методов ремонта трубопроводов; разработка методов дальнейшего (послеремонтного) слежения за техническим состоянием трубопроводов. Выполнение данных работ требует решения множества сопутствующих задач, например: развить средства диагностики (разработать новые приборы и совершенствовать известные); подготовить трубопроводы для проведения диагностики новыми приборами и техническими средствами; разработать критерии отбраковки участков трубопроводов (не подлежащих ремонту); разработать критерии возможности повторного использования демонтированных труб и других элементов трубопроводов; разработать технологии упрочнения (восстановления, ремонта) трубопроводов, не отвечающих современным требованиям (например, со сварными стыками на подкладных кольцах, сварных стыков, выполненных газопрессовой сваркой); решить вопросы по обеспечению нормативной базой (нормативными документами) по всем видам работ на магистральных нефтепроводах с учетом современных требований надзорных органов и реального состояния трубопроводов; разработать критерии и компьютерные программы для составления оптимальных планов ремонта в современных условиях (развитие внутритрубной диагностики, значительная, но неполная выявляемость дефектов, большой объем диагностической информации, недостаток технических и финансовых средств); совершенствовать расчетные методы, отражающие влияние всех важных факторов на прочность, надежность, безопасность трубопроводов. Вышеперечисленный список проблем и задач не претендует на абсолютную полноту, а только отражает взгляд авторов на предмет, их опыт и знания. Решение большей части вышеперечисленных проблем и задач в конечном счете направлено на то, чтобы обеспечить безопасность магистральных нефтепроводов. Понятие «безопасность» до 1998 г. в основном применяли в сочетании с по- нятиями «правила безопасности» и «охрана труда». Эти понятия изначально были ориентированы на то, чтобы ограничивать поведение работающего персонала на различных объектах во избежание несчастных случаев, связанных с эксплуатацией исправного оборудования. О том, исправно ли это оборудование и насколько оно надежно, опять же вопрос прямо не стоял (оборудование должно было быть исправным и не исчерпавшим установленные ресурсы, в том числе временные). В начале 90-х годов XX века, с ужесточением контроля за состоянием окружающей среды (после массовых отравлений водой и воздухом, заражений и заболеваний) стали применять понятие «экологическая безопасность». Это понятие также было ориентировано на то, чтобы не допустить ущерба окружающей среде в процессе эксплуатации оборудования в исправном состоянии. Если же происходила авария с выходом нефти на поверхность земли (воды), проблема оценки экологической безопасности не поднималась, а тут же приступали к оценке размеров ущерба в рублях и искали виновника. Этот виновник и должен был покрыть затраты на «восстановление» окружающей среды. П олного восстановления, конечно, не достигали, но работа на этом считалась выполненной. Таким образом, случаи аварий, разрушений, катастроф на магистральных нефтепроводах, как и других промышленных объектах, рассматривались как совершенно неожиданные, случайные явления. Они даже как-то находились в одном ряду с природными катаклизмами типа вулканов, землетрясений, ураганов, потопов и т.д. П оскольку природные катаклизмы невозможно избежать и надежно предсказать, то подсознательно считалось, что технические катаклизмы также невозможно избежать и предсказать. Во всяком случае, теорий по техногенным катастрофам, которые можно было бы применить на практике, не встречалось. В соответствии с одним из законов философии, количество когда-нибудь переходит в качество (или наоборот). Наша промышленность это смогла доказать к концу 90-х годов ХХ века. Всякого рода техногенные катастрофы, аварии, разрушения участились настолько, что общая картина стала обретать другое качество. Расследования причин разрушений всякий раз давали примерно одни и те же результаты. П ри-чины были следующие: наличие дефекта на конструкции, нарушение технологии, невнимательность или халатность персонала, ошибки в прочностных расчетах, недооценка каких-то важных источников риска и опасности. 0 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 |
||