Главная Переработка нефти и газа Таблица 1.5 Объемы капитального ремонта линейной части магистральных нефтепроводов России
да катастрофы. Полностью исключить аварии невозможно, так как есть причины, зависящие не только от технического состояния трубопроводов. В табл. 1.6 приведены данные об авариях и анализ причин аварий за последние годы. В табл. 1.7 приводится динамика аварийности магистральных нефтепроводов за последние 15 лет. Несмотря на неблагоприятную возрастную структуру системы, благодаря целенаправленной технической политике в последние годы произошли снижение показателя аварийности до уровня не более 0,2 аварий на 1000 км линейной части и стабилизация этого показателя. Объем ремонтных работ характеризуют следующие показатели: только в 1995 г. переиспытано 85 км линейной части магистральных нефтепроводов, отремонтированы и заменены более 40 задвижек диаметром 500 мм и более, переуложено и подключено 27 вновь смонтированных участков нефтепрово- Таблица 1.6 Аварии на нефтепроводах ОАО «АК «Транснефть» Причина Коррозия Заводской дефект Строительно-монтажный дефект М еханическое повреждение Ошибка эксплуатации П овреждение сторонними организациями Отказ оборудования Примечание. В числителе цент.
количество отказов, в знаменателе про- Таблица 1.7 Динамика аварийности на магистральных нефтепроводах России (включены категорированные аварии с выходом нефти более 1 т)
дов, отремонтировано 84 резервуара, диагностическое обследование проведено на 26 резервуарах суммарным объемом 260 тыс. м3. Начиная с 1992 г. развернуты интенсивные обследования нефтепроводов с помощью внутритрубных инспекционных снарядов (ВИС) различной конструкции. Для этого проведен большой объем подготовительных работ: сооружены камеры запуска-приема снарядов, выявлены и ликвидированы недопустимые препятствия для прохождения снарядов, выполнена очистка трубопроводов от посторонних предметов и отложений. К 2000 г. практически выполнено первичное обследование трубопроводов внутритрубными дефектоскопами двух типов: «Калипер» и «Ультраскан WM». Начато обследование внутритрубными магнитными дефектоскопами типа «MFL». Н а территории России в системе магистральных нефтепроводов насчитывается более 200 мобильных аварийно-восстановительных служб, задачи которых - предупреждение аварий и ликвидация последствий аварий. В системе магистральных нефтепроводов России эксплуатируется свыше 2000 подводных трубопроводов, расположенных на 785 переходах через крупные реки и другие водные преграды. Суммарная ширина пересекаемых преград по зеркалу воды составляет 170 км. 410 подводных переходов выполнены двумя и тремя нитками. Суммарная протяженность подводных переходов между береговыми задвижками составляет 1330 км. Для решения проблем эксплуатации подводных участков созданы специализированные предприятия, службы и участки подводно-технических работ. Н а предприятиях ОАО «АК «Транснефть» эксплуатируются 210 железобетонных и 695 стальных резервуаров. Наиболее распространенным типом из находящихся в эксплуатации резервуаров является стальной вертикальный цилиндрический резервуар объемом от 5 до 50 тыс. м3. Начиная с 2001 г. планируется ввести в строй резервуары объемом 100 тыс. м3. Находятся в эксплуатации и железобетонные резервуары объемом 10 и 30 тыс. м3. Все резервуары построены по типовым проектам. Нормативный срок службы стальных резервуаров 30 лет, железобетонных - до 50 лет. Разработаны программы реконструкции и капитального ремонта резервуарных парков для повышения их надежности, экологической безопасности и сокращения потерь нефти. Для этого ежегодно порядка 9-10 % общего количества резервуаров выводится в ремонт или осуществляется их замена на более современные конструкции. В последние годы значительное внимание уделяется природоохранной деятельности на основе государственных и ведомственных нормативных требований. Проводится экологическая экспертиза проектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов. В акционерных обществах магистральных нефтепроводов работают экологические службы, которые своевременно уточняют размеры предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, водоемы и на рельеф, определяют состав и количество токсичных отходов. Под контролем этих служб проводятся обследования технического состояния природоохранных сооружений и установок (очистных сооружений, систем оборотного и повторного водоснабжения, оборудования резервуаров, шламохранилищ, прудов-накопителей и т.д.), разрабатываются планы их реконструкции и модернизации. П реобладающее большинство действующих магистральных нефтепроводов оснащено средствами автоматики, телемеханики и вычислительной техники, обеспечивающими их нормальное функционирование в составе автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Существующий уровень телемеханизации позволяет осуществлять централизованный контроль за работой участков нефтепроводов из районных диспетчерских пунктов, а также обеспечивает выполнение функций АСУ ТП по учету, оптимизации и прогнозированию работы оборудования. Для эффективной эксплуатации системы магистральных 0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||