Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

и поставляют на экспорт. Для оценки прямогонности топлива введен показатель, определяемый по ГОСТ Р 50837.1-95 - Р 50837.8-95, Конкретно метод определения прямогонности топлива устанавливается контрактом на его поставку.

Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667-68, судовое маловязкое топливо по ТУ 38. 101567-87 и судоюе высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314-90.

Моторное топливо ДТ по ГОСТ 1667-68 (табл. 1.43) по вязкости приближается к флотскому мазуту Ф-5, но в его состав могут входить все компоненты, обеспечивающие качество топлива.

Судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567-87 (табл. 1.44) - это среднедистиллятное топливо, в отличие от моторного ДТ и судового высоковязкого топлива, получаемых смещением остаточных и среднедистиллятных фракций. Предназначено для применения в судовых энергетических установках вместо дизельного топлива. Компонентами

1.43. Характеристики моторного топлиаа для среднеоборотных и малооборотных дизелей (ГОСТ 1667-68)

Показатели

Марка топлива

Плотность при 20 °С, г/см-, не более

0,930

0.970

Фракционный состав:

до 250 °С перегоняется, %, не более

Вязкость при 50 °С:

Кинематическая, мм/с, не более

соответствующая ей условная, °ВУ, не более

2,95

17,4

Коксуемость, %, не более

Зольность, % не более

0,04

0,06

Массовая доля серы, %, не более:

в малосернистом топливе

в сернистом топливе

Массовая доля, %, не более:

механических примесей

0,05

воды

ванадия

0,015

0,01

Температура, °С:

вспышки в закрытом тигле, не ниже

застывания, не выше

Примечание. Для марок ДТ и ДМ содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей - отсутствие.

1,44. Характеристики маловязкого судового топлива

Показатели

Значение

Вязкость:

условная при 20 "С, "ВУ, не более

соответствующая ей кинематическая, mmVc не более

11,4

Цетановое число, не менее

Температура, "С:

вспышки в закрытом тигле °С, не ниже

застывания, не выше

Массовая доля, %, не более:

серы

меркаптановой серы

0,025

воды

Следы

механических примесей

0,02

Коксуемость, %, не более

Зольноаь, %, не более

0,01

Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

Плотность при 20 "С, г/м не более

Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

маловязкого судового топлива являются негидроочищенные прямогонные атмосферные и вакуумные дистилляты, продукты вторичного происхождения - легкие и тяжелые газойли каталитического и термического крекинга, коксования.

Судовое высоковязкое топливо (ТУ 38.101 1314-90) (табл. 1.45), предназначено для применения в судовых энергетических установках иностранного производства, эксплуатация которых предусмотрена на топливах, соответствующих международному стандарту на судовые топлива MS ISO/D1S-F-8217. Получают его компаундированием остатков прямой перегонки и деструктивных процессов с добавлением среднедистиллятных фракций. С учетом специфики применения судового высоковязкого топлива в нем офаничено содержание ванадия:

Марка топлива..........................................................СЛ СВЛ СВТ СВС

Содержание ванадия, %..........................................0,001 0,01 0,02 0,04

Газотурбинное топливо

Согласно ГОСТ 10433-75 нефтяное топливо для газотурбинных установок получают из дистиллятов вторичных процессов и прямой



1.45. Характеристики судового высоковязкого топлива (ТУ 38.1011314-90)

Показателн

Марка топлива

Условная вязкость, °ВУ, не более.

при температуре:

80-С

16,0

100"С

Не нормируется. Определение обязательно.

Зольность, %, не более:

1 тип

0,02

0,04

0,04

0,15

II тип

0,05

0,12

Массовая доля, %, не более:

механических примесей

0,05

0,10

0,30

0,60

воды

ванадия

0,001

0,01

0,02

0,04

Массовая доля серы, %, не более:

1 вид

II вид

III вид

IV вид

Коксуемость, %, не более

15.0

22,0

Температура вспышки, С, не ниже:

в закрытом тигле

в открытом тигле

Температура застывания, "С, не выше

Плотность при 20 °С, (не браковочная), кг/м.

1015

не выше

перегонки нефти. В табл. 1.46 приведены требования к качеству газотурбинного топлива. Оно характеризуется низкой зольностью - 0,01 %, (т.е. на уровне дизельного топлива), так как при повышенной зольности в проточной части турбины образуются отложения. В топливе строго ограничивается содержание ванадия и серы. Наличие ванадия приводит к высокотемпературной ванадиевой коррозии лопаток газовой турбины, при этом коррозионно-активной является пятиокись ванадия VOj. Последняя при температуре > 650 °С, будучи в полужидком состоянии, катализирует процесс окисления металла кислородом и одновременно

1.46. Характеристики топлива для газотурбинных установок

Показатели

Марка топлива

Условная вязкость при 50 С, °ВУ, не более

Теплота сгорания низшая, кДж/кг, не менее

39800

39800

Зольность, %, не более

0,01

0,01

Массовая доля, %, не более;

ванадия

0,00005

0,0004

суммы натрия и калия

0,0002

кальция

0,0004

серы

1,8 0,02

механических примесей

0,03

воды

Коксуемость, %, не более

Температура, °С:

вспышки а закрытом тигле, не ниже

застывания, не выше

Йодное число, г 1/100 г топлива, не более

Плотность при 20 "С, кг/м, не выше

Массовая доля свинца

Отсутствие

или < 0,0001%

Примечание. Для топлив марок А и Б содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей - отсутствие.


растворяет продукты окисления, способствуя взаимодействию кислорода с металлом. С повышением содержания ванадия в топливе скорость коррозии возрастает, и чем выше температура, тем при более низком его содержании наблюдается характерный перелом, свидетельствующий о начале катастрофического коррозионного процесса. Сера усиливает ВДнадиевую коррозию железных сплавов.

Ванадий в нефти распределяется неравномерно. Основная часть его концентрируется в остатках переработки нефти (табл. 1.47). Немного "анадия содержится и в дистиллятных фракциях, причем во фракциях, получаемых прямой перегонкой, в несколько большем количестве, чем в дистиллятных фракциях вторичных процессов (легких газойлях коксования, каталитического и термического крекинга), так как ванадии остается на катализаторе, либо концентрируется в остатках, образую-



щихся при проведении термических процессов. Содержание ванадия во фракциях, %:

Прямогонное дизельное топливо...........................................................................0,510

Легкий газойль каталитического крекинга............................................................<0,М0

Легкий газойль коксования...................................................................................<0,М0*

Определяют содержание ванадия по ГОСТ 10364-90. Этот метод позволяет достоверно определить содержание ванадия в пределах 0,003...0,02 %. При меньшем содержании ванадия его определяют атомно-адсорбционным методом.

Даже при малом содержании ванадия воз.можна коррозия, вызываемая присутствием натрия и катия (натрий попадает в топливо с водой, особенно при транспортировании его водным транспортом). Сульфат натрия Na,SO, попадая в камере сгорания в зоны высоких температур, диссоциирует, и сульфат-ион, в свою очередь, также диссоциирует, при этом выделяется триоксид серы и ион кислорода. Последний взаи.модействует с оксидной пленкой, и сульфат-ион, в случае нарушения защитной пленки, непосредственно взаимодействует с мета.,1лом лопатки, при этом образуются сульфид и оксид металла, а также ион кислорода. Обычно содержание натрия и калия в газотурбинных топливах не превышает 0,0004 %.

1.47. Распределение металлоа во фракциях нефтей

Пределы выкипания фракций, °С

Массовая доля серы,

Содержание металлоа, г/т

Исходная нефть

200-250

250-300

300-350

350-400

>400

Исходная нефть

400-450

>350

>450

Масла > 450

Смолы

Асфальтены

Арланская нефть

2,92 0,98 2,40 2.85 3,50 4,30

150 0,006 0,01 0,02 0,12 300

50 Следы Следы Следы

0,06

2,0 0,5 0,6 0,3 0,5 4

Смесь западносибирских нефтей

1,34 1,76

2,79 2,01 3,59 4,03

45 0,03

90 150

70 130 830

7,0 0,1 20 30 10 14 180

6 4 10 20 8 10 150

32 0,4 0,3 0,6 1,8 65

40 0,4 30 60 20 30 50

0,6 0,16 0,15 0,30 0,30 1,4

1,0 0,20 1,0 3,0 1,0 4,0 15

3,0 0,3 0,4 0,4 0,4 6,0

По ГОСТ 10433-75 вырабатывают две марки топлива: топливо марки А предназначено для пиковых энергетических установок, марки Б - для судовых и других газотурбинных установок. С учетом условий работы пиковых энергетических установок к топливу марки А предъявляют более жесткие требования по сравнению с топливом марки Б по содержанию ванадия; до 0,5 ррт и 4 ррт соответственно. В топливе марки А Офаничивается содержание свинца - до 1 ррт. Газотурбинные топлива получают компаундированием легких газойлей коксования, каталитического крекинга и прямогонных фракгшй дизельного топлива, выкипаюших в пределах 180-420 "С. В некоторых случаях газотурбинное топливо получают только на основе продуктов прямой перегонки, тогда возникают трудности с обеспечением требуемой температуры застывания (5 °С). Последняя является важным показателем при использовании топлива на газотурбинных установках водного транспорта, не оборудованных системами подогрева. Снизить /. можно введением депрессорных присадок:

Концентрация присадки, %......................О 0,0125 0,025 0,05 0,10

Температура застывания, *С...................15 7 1 -13 -25

Концентрация в топливе присадки зависит от типа перерабатываемой нефти, состава и технологии получения топлива.

Печное топливо

Печное бытовое топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения - дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования. Характеристика топлива в соответствии с ТУ 38. 101656-87 приведена в табл. 1.48, а основные физико-химические показатели промышленных образцов печного топлива - в табл. 1.49. По фракционному составу печное бытовое топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (до 360 °С перегоняется до 90 % вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 mmVc при 20 °С против 3,0-6,0 мм-/с дизельного). В нем не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе - до 1 %. В период с 1 апреля по 1 сентября допускается производство Топлива с температурой застывания не выше - 5 °С.

В северных районах сфаны при работе на топливе в зимний период наблюдается потеря текучести на линии подачи топлива в отопительные установки, а также забивка парафинами фильтров фубой очистки. Перед




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97



Яндекс.Метрика