Главная Переработка нефти и газа --- :10Физико свойства масел МС-8гп, Петрим,р;;;;Г~ Показатели Кинематическая вязкость, ммс, при температуре-100С, не менее -40 С, не более Температура, С: вспышки в открытом тигле, не ниже вспышки в закрытом тигле, не ниже застывания, не выше Кислотное число, мг КОН/г, не более Массовая доля серы, %, не более Зольность, %, не более Испаряемость в чашечках в течение 3 ч; потери от испарения, %: При 150 С, не более при 175 С вязкость после испарения, мм/с, при -40 *С, не более Трибологические характеристики на ЧШМТ: критическая нагрузка при 20 С, Н, не менее показатель износа при осевой нагрузке 196 И, мм, не более Термоокислительная стабипьность в течение 50 ч**: кинематическая вязкость после окисления, ммс, не более, при температуре: 50°С -40-С кислотное число после окисления, мг КОН/г, не более массовая доля осадка, нерастворимого в изооктане, %, не более коррозия на пластинках после окисления, мг/см: сталь ШХ15 алюминиевый сплав АК4 медь М1 или М2 Плотность при 20 °С, кг/м Цвет, ед. ЦНТ, не более MC-Srn 8,0 4000 145 -45 0,05 0,008 10,0 5000 500 0,5 Петрим 3,0 5500 Эридан -50 0,05 7,0-Не нормируется, определение обязательно Не нормируется, определение обязательно Не нормируется, определение обязательно 600 0,35 600 0,8
3.10. Физико-химические свойства масел МС-8гп, Петрим, Эридан (продолжение) * Стабильность вязкости после озвучивания на ультразвуковой установке УЗДН-1 в течение 15 мин: относительное снижение вязкости после озвучивания не более 3 %. " Вязкость масла Эридан зависит от требований заказчика к качеству и может составлять от 3 до 8 мм7с при 100 С. " Для маспа марки МС-8гп - при 150 °С, для масел Петрим и Эридан - при 175 С. Примечание. Для всех масел содержание водорастворимых кислот, щелочей, воды, механических примесей - отсугствие. Масло Эридан (ТУ 38.401829-90) обладает высоким уровнем термической (370 °С) и термоокислительной (180-200 °С) стабильности, трибологических характеристик (противоизносных, антифрикционных и противозадирных), а также хорошими антикоррозионными свойствами (не хуже, чем у масла МС-8рк). Рекомендации по применению конкретных марок масел для авиационных и судовых ГТД в приводах ГПА подробно изложены в книге «Смазочные масла для приводов и нагнетателей газоперерабатывающих агрегатов (авторы: А.Ф. Хурумова, Т.П. Назарова, А.Е. Троянов и др.; М.: 1996). При подборе масла для конкретных изделий авиационной техники кроме основных характеристик, приведенных в нормативно-технической доку.ментации, требуются данные по вспениваемости и совместимости с другими масла.ми и конструкционными материалами (резинами, покрытиями и др.), по коррозионному воздействию на различные металлы и сплавы, токсокологические и санитарно-гигиенические, теплофизические, электрические характеристики, сведения о зарубежных аначогах и др. В табл. 3.11, 3.12 приведены некоторые дополнительные данные по авиационным маслам различных типов. 3.11. Смазывающие свойства авиационных масел (ГОСТ 9490-75) Марка масла ИПМ-10 36/1КУА ВНИИНП-50-1-4ф ВНИИНП-50-1-4у ПТС-225 ВТ-301 Критическая нагрузка, Н 710 790 840 750 900 900 Показатель износа, мм 0,35 0,50 0,4 0,45 0,5 1,10 Марка масла МС-8п МС-8рк Б-ЗВ ЛЗ-240 МН-7,5у ВНИИНП-25 При осевой нагрузке 196 Н и температуре (20±5) С. Критическая нагрузка, Н 500 500 890 890 840 500 Показатель износа, мм 0,5 0,5 0,45 0,5 0,5 0,7 -------- 3.12. Совместимость масел для авиационных газотурбинных двигателей Марка масла МС-8п МС-8рк ЛЗ-240 Б-ЗВ ИПМ-10 ВНИИНП- 50-1-4Ф ВНИИНП- 50-1-4у ПТС-225 ВТ-301 МС-8П с* с*
....... - ""VIc,lиlvIы, при замене масла промывка смазочной системы заменяемым маслом не требуется; срок зксплуатации смеси масел определяется наименьшим сроком зксплуатации одного из компонентов (до первой замены); С - масла смешиваются, но эксплуатационные свойства смеси хужесвойств каждого из смешиваемых масел: при замене требуется однократная промывка маслосистемы заменяемым маслом; Н - масла несовместимы, при замене масла требуется двукратная промывка маслосистемы заменяемым маслом; Прочерк означает, что смеси не исследовались. Примечание. Минеральное масло МН-7,5у совместимо с маслосмесями. ТРАНСМПССПОИНЫЕ П ГПаРАВППЧЕСКПЕ МАСЛА Трансмиссионные масла трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования. Трансмиссионные масла представляют собой базовые масла, легированные различными функциональными присадками. В качестве базовых компонентов используют минеральные, частично или полностью синтетические масла. Общие требования В агрегатах трансмиссий смазочное масло является неотъемлемым элементом конструкции. Способность масла выполнять и длительно сохранять функции конструкционного материала определяется его эксплуатационными свойствами. Обшие требования к трансмиссионны.м маслам определяются конструкционными особенностями, назначением и условиями эксплуатации агрегата трансмиссии. Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от -60 до + 150 °С. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляют довольно жесткие требования. Трансмиссионные масла......185 Масла для щцромеханических передач.............................201 Осевье масла.....................204 Гидравлические масла.........205 Тормозные и амор- тмзаториьежцдкостм.........221 Приборные масла..............226 J I ТРАИСМЙССЙОИИЫЕ ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАСЛА Основные функции трансмиссионных масел: предохранение поверхностей трения от износа, заедания, питгинга и других повреждений; снижение до минимума потерь энергии на трение; отвод тепла от поверхностей трения; снижение шума и вибрации зубчатых колес, уменьшение ударных нафузок. Масла не должны быть токсичными. Для обеспечения надежной и длительной работы афегатов трансмиссий смазочные масла должны обладать определенными характеристиками: иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопитгинговые свойства; обладать высокой антиокислительной стабильностью; иметь хорошие вязкостно-температурные свойства; не оказывать коррозионного воздействия на детали трансмиссии; иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой; обладать достаточной сов.местимостью с резиновыми уплотнениями; иметь хорошие антипенные свойства; иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения. Все эти свойства трансмиссионного масла могут быть обеспечены путем введения в состав базового масла соответствующих функциональных присадок: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, антипенной и др. Важнейшие свойства трансмиссионных масел Смазывающая способность. Главной функцией трансмиссионного масла является снижение износа и предотвращение задира. Это свойство называют смазывающей способностью масла. Смазывающая способность масла возрастает по мере увеличения вязкости (рис. 4.1). В режиме гидродинамического трения смазывающая способность обеспечивается вязкостью базового масла (т.е. толщиной .масляной пленки). Однако гидродинамический режим трения может возникнуть только на периферии контакта зубчатых передач. Непосредственно в зоне контакта наблюдаются режимы смеиганного и фаничного трения. В режиме граничного трения, возникающего в трансмиссии под воздействием высоких температур и нагрузок, зашита от износа и задира обеспечивается при помощи противозадирных и противоизносных присадок, в качестве которых обычно используют серу-фосфор-бор-содержашие вещества. В режиме граничного трения пленка смазочного материала становится очень тонкой, при этом в точках микроконтактов зубчатых колес возникают очень высокие температуры, которые в десятитысячные доли секунды достигают и превосходят температуру плавления металла. При этом активные элементы противозадирных и противоизносных присадок вступают в химическое взаимодействие с металлом, образуя .модифицированные слои (так называемые «эвтектические смеси») с более низким напряжением сдвига, чем у металлов. Эти модифицированные слои представляют собой сульфиды, оксиды, фосфаты и;1и фосфиды железа (в зависимости от присалки, входящей в состав масла). Модифицированная пленка образуется мгновенно и предотвращает задир зубчатых колес. Далее, пол воздействием сил, возникающих в агрегате трансмиссии, эта пленка может быть подвергнута частичному сдвигу. При этом в точке контакта зубьев колес снова происходит быстрое повышение температуры, которое вызь\вает повторение реакции и повторное образование пленки. И так далее. Так, вкратце, выглядит механизм действия противозадирных и противоизносных присадок, входящих в состав трансмиссионного масла. - 1800 71- 1600 иоо 60oV izoo[ 5оо\- woo О 4 д 12 \7,tinVc Рис. 4.1. Зависимость смазывающих свойств масла от кинематической вязкости v при 100 С: / - критическая нагрузка Р. 2 - нагрузка сваривания 3 - диаметр пятна износа D, 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||