Главная Переработка нефти и газа 6.14. Противоскачковые свойства масел по ASTM D2877-70
Противоскачковые свойства оценивают по отношению коэффициентов трения статического, и кинетического /,, (метод ASTM D 2877-70, табл. 6.14) на машине с возвратно-поступательным движением плоских чугунных образцов, перемещаюшихся со скоростью 12,7 мм/мин при нагрузке 224 Н. При/„ „ < 0,85 противоскачковые свойства хорошие; при fjf = 0,86-0,94 - умеренные; при fjfm КО - отсутствуют. Лучшими противоскачковыми свойствами обладают специальные легированные масла И-ГН-Е и ИИСп для направляюших скольжения. Масла ИНСп (ТУ 0253-007-00151911-93) - дистиллятные. остаточные и смесь дистиллятных и остаточных нефтяных масел из сернистых нефтей селективной очистки, содержащие противо-скачковую, противозадирную, адгезионную, солюбилизируюшую и антипенную присадки (табл. 6.15). Применяют для смазывания направляюших скольжения и качения металлорежущих станков, передач ходовой винт-гайки станков особой высокой точности, с программным управлением, тяжелых и других, где требуются равномерность медленных перемещений, точность и чувствительность установочных перемещений столов, суппортов, ползунов, бабок, стоек и других узлов, а также где необходимо снизить уровень коэффициентов трения в статических и кинетических условиях. Масло ИНСп-40 применяют для смазывания легко- и средне-нагруженных горизонтальных направляющих. Масло ИНСп-65 служит лля смазывания средне- и тяжело-нагруженных горизонтальных направляющих, а также вертикальных 6.15. Характеристики масел ИНСп для направляющих скольжения
направляющих либо вертикальных и горизонтальных направляющих При обшей системе смазывания. Масло ЯЯС«- С используют для вертикальных направляюпщх, а также горизонтальных направляюпшх с вертикальными гранями большой площади. Кроме основного назначения масла ИНСп можно употреблять для смазывания других узлов станков, таких, как зубчатые и червячные передачи, пиноли, кулачки, храповые механизмы. Для направляющих скольжения и качения применяют также Индустриальные масла общего назначения (см. табл. 6.5). Там, где не Требуется масло, обеспечивающее равномерность медленных перемещений и точность установочных движений, а также для гидростатических направляющих, можно применять масла индустриальные общего назначения И-20А, И-ЗОА и И-40А. Масла И-Т-Д (ТУ 38.1011337-90), разработанные взамен масел серии ИСП и ИСПи (ТУ 38.101293-78), обладают некоторыми Противоскачковыми свойствами, что позволяет использовать их для направляющих скольжения ряда станков повышенной и высокой точности, за исключением станков особо высокой точности и тяжелых. Характеристики .масел приведены далее. Допускается применение масел ИГСп-18 и ИГСп-38 (см. табл. 6.9) для смазывания направляющих скольжения станков, где оно осуществляется маслом из гидравлической системы, и к маслу не предъявляют требований по противоскачковым свойствам. Масла для тяжелонагруженных узлов В эту группу входят масла, применяемые для смазывания всех видов зубчатых, червячных и винтовых передач различного промьни-ленного оборудования: металлорежущих и деревообрабатывающих станков, молотов, прессов, литейных и формовочных машин, лебедок, прокатных станов, мостовых кранов, конвейеров, лифтов, подъемников, вращающихся цементных печей, каландров, бумагоделательных машин, угольных комбайнов, текстильных и прядильных машин и др. Условия работы зубчатых передач настолько разнообразны, что для их смазывания требуется весьма широкий ассортимент смазочных материалов. В зависимости от требований к эксплуатационным свойствам применяют масла без присадок или с присадками, улучшающими противозадирные, противоизносные, антиокислительные, антикоррозионные, депрессорные и деэмульгирующие свойства. Для узлов трения промышленного оборудования применяют преимущественно масла без присадок вязкостью от 12 (50 °С) до 52 ммУс (100 "С). Ассортимент масел, используемых для смазывания зубчатых передач про.мышленного оборудования, пшре представленного в данном разделе, поскольку для этой цели применяют также моторные, трансмиссионные и некоторые другие масла. Масла индустриальные общего назначения И-12А, И-ПЛ,, И-20А, И-ЗОА, И-40А, И-50А (ГОСТ 20799-88) - для легко- и средненагруженных зубчатых и червячных передач (эти масла описаны выше и их характеристики даны в табл. 6.5). Масла цилиндровые тяжелые 38 и 52 (ГОСТ 6411-76) применяют для зубчатых передач (относительно редко), в основном - для тяжелонагруженных и тихоходных передач и передач, работаюпщх при повышенных температурах окружающей среды. При правильном подборе указанные выше масла без присадок обеспечивают достаточно надежную работу зубчатых передач 286 «Справочник»------.- промьппленного оборудования. Однако в некоторых случаях требуемая надежность работы самого масла, а также смазываемого узла не достигаются. Создание более рапионазьных конструкций ма1пин, в частности, уменьп1ение их массы, габаритных размеров, материалоемкости при одновременном повышении надежности привело к повышению требований по эксплуатационным свойствам смазочных материалов. Поэтому д[1я зубчатых передач промышленного оборудования применяют легированные масла, учитывая условия эксплуатации в средне- и тяжелонагруженных зубчатых передачах. Это масла серии ИГП (см. табл. 6.7), применение которых по сравнению с маслами без присадок позволяет не только в 2-3 раза сократить расход масла, но и снизить износ поверхностей трения. Масла редукторные И-Т-Д (ТУ 38.1011337-90) разработаны с целью унификации ассортимента легированных редукторных .масел и взамен масел ИСП и ИСПи (ТУ 38.101293-78), ИТП (ТУ 38.1012912-79), ИРп (ТУ 38.101451-78). Масла И-Т-Д представляют собой нефтяные масла, в основном, из сернистых нефтей с присадками, улучишюшими смазывающие, антиокислительные, антикоррозийные, противоизносные и Противозадирные свойства. Предназначены для смазывания зубчатых передач и других элементов промышленного оборудования, в которых высокие нагрузки не позволяют применять масла без Присадок. Характеристики масел И-Т-Д приведены в табл. 6.16. Масло редукторное ИРп-85 (ТУ 38.101853-83) - высокоиндексное нефтяное масло из сернистых нефтей с присадками, улучшающими антиржавейные, противоизносные, противозадирные, адгезионные и антипенные свойства. Предназначено для смазывания тяжелонагруженных узлов трения автоматических прессов горячей штамповки, зубчатых передач и других элементов промышленного оборудования, в которых высокие нагрузки не позволяют применять масла без присадок. Масло И-Т-Д-150 (ТУ 38.1011350-91) - нефтяное масло глубокой очистки из сернистых нефтей с присадками, улучшающими вязкостно-температурные, антиокислительные, противоизносные и противозадирные свойства. Предназначено для смазывания тяжелонагруженных узлов трения и подшипников качения бумагокартоноделательных мапшн. ------ «Справочник» 287 ПНаУСТРПАПЬИЫЕ МАСЛА 6.16. Характеристики редукторных масел И-Т-Д
Масло ИТп-500 (ТУ 38.101450-76) - высоковязкое нефтяное масло селективной очистки с присадками, улучшающими антиокислительные, антикоррозионные и противоизносные свойства. Предназначено для смазывания подщипников валков каландров Характеристики масел ИРп-85, И-Т-Д-150, ИТп-500 приведены в табл. 6.17. Масла И-Т-С(пр) (ТУ 0253-0 13-00 151911-97 взамен ТУ 38.1011339-90) - нефтяные масла из сернистых нефтей с присадками, улучшающими вязкостно-температурные, деэмульгирующие, 6.17. Характеристики масел ИРп-85, И-Т-Д-150, ИТп-500
противоизносные, антипенные, антиокислительные и антикоррозионные свойства. Масло И-Т-С-100(пр) предназначено для смазывания подшипников жидкостного трения (ПЖТ) и редукторов высокоскоростных прокатных станов, в том числе фирмы «Скет»; масла И-Т-С-150(пр) и И-Т-С-220(пр) предназначены для смазывания тяжелонагружен-ных узлов трения, зубчатых передач и подшипников качения сушильной части бумагокартоноделательных машин. Характеристики масел И-Т-С-(пр) приведены в табл. 6.18. Масла для тнжелонагружеииых узлов с твердыми добавками (табл. 6.19) Масло И-Т-Д-680(Мо) (ТУ 38.1011265-89) - остаточное нефтяное масло селективной очистки из сернистых нефтей с компо- 19-- 1890 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 [ 45 ] 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||