Главная Переработка нефти и газа о га s g § CD u-> i s I -
CD CO селективной очистки. Содержит присадку, улучшаюидую антиокислитсльные и противоизносные свойства. При.меияют для смазывания многоступенчатых поршневых компрессоров высокого давления, в том числе компрессоров воздухоразлелительных установок. Масло КЗ-20 (ТУ 38.401700-88) вырабатывают из малосернистых нефтей методом селективной очистки. Содержит композицию присадок, снижаюашх образование кокса в нагнетательной линии компрессора, а также улучшаюших смазывающие и антнпснные свойства. Предназначено для смазывания теплонапряженных поршневых компрессоров высокого давления. Масло К4-20 (ТУ 38.101759-78) вырабатывают из малосернистых нефтей методом селективной очистки. Содержит присадки, улучшающие смазывающие, диспергирующие и антипенные свойства, а также повьинаюише термическую стабильность. Предназначено для смазывания поршневых корабельных воздушных компрессоров высокого давления с единой системой смазки цилиндров и механизма лвиже1П1я. Масло К2-220 (ТУ 38.401-58-90-94) вырабатывают из смеси волгоградских и шаимских нефтей методо.м селективной очистки. Содержит присадки, улучшающие антиокислительные, притиво-износные и антипершые свойства. Предназначено для применения в теплонапряженных воздушных компрессорах. Масла для турбокомпрессоров Для смазывания центробежных и турбокомпрессорных машин в основном применяют турбинные масла, среди которых наиболее распространены лля этой цели масла Тп-22С и Тп-22Б. В турбокомпрессорах, спаренных с высоконагруженными редукторами, условия работы часто диктуют применение более вязкого, специачьно разработанного компрессорного масла Кп-8С (ТУ 38.1011296-90). В тех Случаях, когда от масла требуется высокая устойчивость к образованию осадка и хорошая антиокислигельная стабильность, в компрессорах следует применять масла Тп-22Б и Кп-8С. Преимун[ества этих масел перед маслом Тп-22С особенно ярко Проявляются при их работе в ко.чшрессорах, перекачивающих аммиак. По результатам лабораторных исследований и эксплуатационных Испытаний масел на турбокомпрессорах отечественного производства и импортных поставок ВНИИ НП и НИИтурбокомпрессоров (г.Казань) разработаны предельные показатели качества, превы- 1иение которых отрицательно влияет на состояние узлов трения ц работу компрессоров: Показатель Максимально допустимое значение Кислотное число, мг КОН/г.........................................................................0,2 Массовая доля. %: воды.......................................................................................................0,05 осадка, нерастворимого в бензине-растворителе......................................................................0,05 Отклонение кинематической вязкости от вязкости свежего масла, %...................................................................±15 Опреле.тяют по ГОСТ 981-75 при кттслотиом числе бачее 0,1 мг КОН/г. Масла для компрессоров холодильных машин К компрессорны.м маслам для холодильных машин предъявляют специфические требования, обусловленные непрерывным контактом смазывающего .материала с хзадагентом, а также постоянным изменением температуры и давления среды. Для компрессоров холодильных машин рекомендуется применять минеральные и синтетические масла с достаточно низкой температурой застывания и высокой химической стабильностью. Под химической стабильностью принято понимать склонность масел к взаимодействию с хладагентами на основе гало-генопроизводных углеводородов жирного ряда при повышенных температурах и давлении. Важнейшими эксплуатационными характеристиками холодильных масел являются их способность к взаимному растворению с хладонами (рис. 5.2), а также температура, при которой из растворов выпадают хлопья парафина. Температура хлопьеобразования в растворе хладоиа R-12 составляет для масла: ХФ12-16 - минус 50, ХА-30 -минус 40, ХС-40 - минус 55 °С. Необходимо также контролировать О 20 ио Cf„% Рис. 5.2. Кривые растворимости холодильных масел с хладоном R-22: - температ>ра полного растворения; С - массовая доля .масла в смеси агрессивность смесей хладагента с маслом по отношению к металлам и другим материалам, применяемым в холодильных машинах. Для компрессоров холодильных машин применяют масла серии ХА и ХФ в соответствии с ГОСТ 5546-86 (табл. 5.9): ХА-30 - смесь дистиллятного и остаточного нефтяных масел; ХФ12-16 - нефтяное масло с антиокислительной присадкой; ХФ22-24 - нефтяное загущенное масло; ХФ22С-16 - синтетическое масло с антиокислительной присадкой. Кроме масел по ГОСТ 5546-86 для компрессоров холодильных машин, работающих в диапазоне температур -50...-Ы50 °С, можно применять синтетическое масло ВНИИНП ХС-40 (ТУ 38.101763-78), а для промышленных фреоновых холодильных машин - нефтяное масло ХМ-35 (ТУ 38.1011158-88). 5.9. Характеристики масел для компрессоров холодильных машин
Примечания. 1. Для масла ХФ12-16 температура хлопьеобразования с хладоном 12 "е выше -50 С. 2. Для всех масел содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей ..воды - отсутствие. 1890 пнауаРПАЛьныЕ масла Технический прогресс в машиностроении - развитие высокопроизводительных, высокоточных и с числовым программным управлением автоматизированных модулей, роботов и другого надежного оборудования - потребовал создания качественно новых индустриальных масел. Неф теперераба тывающая промышленное ть производит большой ассортимент современных легированных индустриальных масел с улучшенными эксплуатационными свойствами: антиокислительными, смазывающими, защитными, деэмульгирующими и др. Применение легированных индустриальных масел (с присадками) обеспечивает повышение надежности работы оборудования и его производительности, увеличение срока службы масел в 2-4 раза по сравнению с маслами без присадок. Ассортимент масел, применяемых для промышленного оборудования и машин, практически шире приведенного в данной главе. В качестве индустриальных используют многие масла, отнесенные по основному назначению к моторным, гидравлическим, трансмиссионным, турбинным и другим группам. В ряде случаев возникает необходимость использования продуктов не нефтяного происхождения, получаемых на основе кремнийорганических, фосфор-, серу-, фторсодержащих соединений и др. Система обозначений Длительное время в Российской Федерации не было технически обоснованной и общепринятой классификации индустриальных ма- Система обозначений........258 Свойства масел.................26i Ассортимент масел...........269 сел. В зависимости от области применения их условно классифицировали на масла общего и специального назначения. Кроме того, масла каждой из этих групп подразделяли на три подгруппы по кинематической вязкости при 50 и 100 °С. Имело место разделение: по характеру исходной нефти - на масла из малосернистых и сернистых нефтей; по способу очистки - на масла селективной, сернокислотной, адсорбционной очистки, выщелоченные и др. При разработке легированных масел их обозначали, руководствуясь сложивщимися правилами, например: масла серии ИГП - индустриальные гидравлические с присадками; ИСП - индустриальные из сернистых нефтей с присадками и т. п. На основе отечественного и зарубежного опыта по созданию классификаций смазочных масел, изучения технических требований к индустриальны.м маслам, опыта разработки и применения легированных масел впервые разработана технически обоснованная классификация индустриальных масел. Она отражена в ГОСТ 17479-4-87 («Масла индустриальные. Классификация и обозначение»). Стандарт учитывает международные стандарты (ISO 3448-75 «Смазочные материалы индустриальные. Классификация вязкости», ISO 6743/0-81 («Классификация смазок и индустриальных масел») и отечественный ГОСТ 17479.0-85 («Масла нефтяные. Классификация и обозначение. Общие требования.») В единой системе обозначений индустриальных масел учтено применение их в различном промыщленном оборудовании: станках, прессах, прокатных и волочильных станах, мащинах и оборудовании, в которых используются редукторы, подщипниках и других элементах конструкций, гидравлических системах в различных условиях эксплуатации. Масла, предназначенные для смазывания промышленного оборудования, выделяют в самостоятельную группу и и.м присваивают общее условное наименование «Индустриальные масла». В отличие от моторных, трансмиссионных и других масел специального назначения их обозначают буквой «И». Обозначение индустриальных масел вк,тючает группу знаков, разделенных между собой дефисом. Первая буква «И», вторая прописная буква определяет принадлежность к группе по назначению, третья прописная буква - принадлежность к подгруппе по Эксплуатационным свойствам и четвертый знак - цифра - Характеризует класс по кинематической вязкости. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||