Главная Переработка нефти и газа ПРОЧПЕ НЕФТЕПРОаУКТЫ Масла-теплоносители Энергетика многих современных химических процессов и некоторых производств синтетического волокна основана на применении жилких теплоносителей и рабочих сред со специфическими химическими, теплофизическими и реологическими свойствами. На ряде таких производств ycncwJHO применяют нетоксичные нефтяные масла-теплоносители, отличающиеся достаточно высокими термической стабильностью и температурой самовоспламенения. Высокотемпературные нефтяные масла-теплоносители, работоспособные до 280-320 °С, представляют собой продукты глубокой переработки нефти, в которых благодаря технологическим процессам достигается высокое содержание ароматических углеводородов. Поэтому в обозначения масел, как правило, включена аббревиатура АМТ (ароматизированное масло-теплоноситель), а следующая затем цифра указывает примерную предельно допустимую температуру длительного применения. Масла-теплоносители АМТ(тй5я. 14.16) Масло-теплоноситель АМТ-300 (ТУ 38 101537-75) - жидкий нефтяной теплоноситель, вырабатывают на базе экстрактов фенольной очистки дистиллятов сернистых нефтей путем последующей их депарафинизации и доочистки (сернокислотной, адсорбционной или гидрокаталитической). Применяют в закрытой системе, исключающей его контакт в горячем виде с воздухом. Предельно допустимая температура масла при интенсивной принудительной циркуляции - не выше 280 °С. 14.16. Характеристики масел-теплоносителей АМТ
МАСЛА-ТЕПЛОНОСИТЕЛИ При применении масла следует соблюдать меры пожарной безопасности: установки и системы высокотемпературного обогрева маслом и помеп1сния, в которых они размещены, должны быть выполнены в соответствии с ПУЭ-76. Масло-теплоноситель АМТ-ЗООТ (ТУ 38 10II023-85) - нефтяное масло, вырабатываемое на основе экстракта тяжелого газойля каталитического крекинга (фракция 350-475 °С) с послсдуюпхсй селективной депарафинизацией и доочисткой (адсорбционной или гидрокаталитической). Применяют в закрытых системах обогрева, оборудованных приспособлением для удаления легкокипяших продуктов разложения, которые могут образоваться при длительной работе теплоносителя. Рекомендовано для заводов химического [юлокна и других производств. Предельно допустимая температура масла при интенсивной принудительной циркуляции в условиях длительной эксплуатации - до 300 °С. Теплоносители для систем регулирования (табл. 14.17) ЛЗ-ТК-2 (ТУ 38.101388-79) - теплоноситель для систем терморегулирования, работающих в интервале температур -100...80 °С. Теплоноситель «Темп» (ТУ 38.1011101-87) - предназначен для использования в качестве рабочей среды в системах терморегулирования, работающих в интервале температур -18... 100 °С. 14.17. Характеристики теплоносителей для систем терморегулирования
ЗАРУБЕЖНЫЕ КПАССПФПКДиПП НЕФТЕПРОаУКТОВ В условиях резкого роста парка иностранной техники в нашей стране и расширения возможности эксплуатации российской техники за рубежом особенно важной становится информация о взаимозаменяемости горючесмазочных материалов (ГСМ). Стандарты технических требований на конкретные виды нефтепродуктов для мировой практики нехарактерны. Общепризнанной документацией является классификация продукции. Критерием для установления классификации в международной практике принята область применения продукции, а при определенных обстоятельствах, когда этот критерий нельзя применить, классификацию проводят по видам продукции. В классах устанавливают наиболее общие свойства, которые моделируют поведение топлив и смазочных материалов в реальных условиях. Многие производители техники предъявляют дополнительные требования к используемым продуктам, в частности маслам, которые применяются в их двигателях, и принимают на себя гарантию только в том случае, если при эксплуатации техники использовался продукт, соответствующий конкретной спецификации. С этой целью некоторые производители составляют реестры, в которых перечисляют все проверенные и апробированные ими продукты. В США военные учреждения используют военные спецификации MIL как основы для заказов, они ориентированы на их потребности. Классификация топлив.......522 Классификация масел........524 О допуске к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей.........................533 Классификация нефтепродуктов настолько важна, что в рамках ТК28 Международной организации по стандартизации (ИСО) по этой теме рабо тае т о тдельный подкомите т ПК 4. Международная классификация, как правило, базируется на национальных классификациях следующих организаций: АСЕА - Ассоциация европейских изготовителей автомобилей; API - Американский институт нефти; ASTM - Американская ассоциация испытаний и материалов; АТС - Технический комитет изготовителей присадок к нефтепродуктам в Европе; ATIEL - Техническая ассоциация европейских производителей смазочных материалов; СЕС - Европейский координационный Совет по разработке методов испытаний смазочных материалов и топлив для двигателей (Европейский координационный совет); ССМС - Комитет изготовителей автомобилей общего рынка (в настоящее время заменен на АСЕА); DIN - Немецкие промышленные нормы; ILSAC - Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов; ISO - Международная ассоциация по стандартизации; IP - Институт нефти (Англия); NLGI - Национальный институт смазок (США); SAE - Общество инженеров-автомобилистов. Международный стандарт ИСО 8681 отражает общую классификацию нефтепродуктов и смазочных материалов (табл. 15.1). Системы классификаций, применяемые к каждому классу продуктов, устанавливают в соответствующих международных стандартах. 15.1. Общая классификация нефтепродуктов и родственных продуктов Класс F S L W В Продукт Топлива Растворители и сырье для химической промышленности Смазочные материалы, индустриапьные масла и родственные продукты Парафины Битумы J ЗАРУБЕЖНЫЕ КПАССПФПКАЦПП НЕФТЕПРОПУКТОВ Классификация топлив в рамках международной стандартизации в области классификации топлив разработаны стандарты серии МС ИСО 8216/0 - 8216/4. МС ИСО 8216/0 устанавливает общую классификацию нефтяных топлив (класс F). В зависимости от вида топлива в класс F включены пять категорий продуктов (табл. 15.2). Детальная классификация групп топлив с учетом дополнительных условий применения, типа, свойств и характеристик устанавливает используемую группу продуктов для каждой категории и предусматривается отдельными частями ИСО 8216. В настояшее время разработаны части ИС0 8216/1, ИСО 8216/2, ИСО 8216/4, на основе которых внедрены отечественные стандарты: гост 28577.0-90 Нефтепродукты. Топлива (Класс F). (ИСО 8216/0-86) Классификация. Часть О, Общая классификация. ГОСТ 28577.1-90 Нефтепродукты. Топлива (Класс F). (ИСО 8216/1-86). Классификация, Часть 1. Категории топлив для морских двигателей. 15.2. Классификация нефтяных топлив (класс F) Категория топлива Характеристика Газообразные топпива Газообразные топлива нефтяного происхождения, состоящие, в основном, из метана и/ или этана Сжиженные газообразные топлива Газообразные топлива нефтяного происхождения, состоящие, в основном, из пропана и пропена и/или бутана и бутена Дистиллятные топлива Топлива нефтяного происхождения, исключая сжиженные нефтяные газы и топлива. Они включают бензины, керосины, газойли и дизельные топлива Тяжелые дистилляты могут содержать небольшие количества остатков Остаточные топлива Нефтяные топлива, содержащие остаточные фракции процесса перегонки Нефтяные коксы Твердые топлива нефтяного происхождения, полученные в процессе крекинга и состоящие в основном из углерода " Топлива категории Д могут быть получены не только перегонкой, но также в процессе крекинга, алкилирования и т.д. В настоящей классификации под остаточным топливом подразумевается остаточное топливо, не содержащее синтетических компонентов. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОПЛИВ С J ГОСТ 28577.2-90 Нефтепродукты. Топлива (Класс F). (ИСО 8216/2-86). Классификация. Часть 2. Категории газотурбинных топлив для применения в промышленности и для морских двигателей. ГОСТ 28577.3-90 Нефтепродукты. Топлива (Класс F). (ИСО 8216/4-86). Классификация. Часть 3. Группа 1. Сжиженные нефтяные газы. Особого внимания заслуживает классификация топлив, применяемых для реактивных двигателей гражданских самолетов. В большинстве стран уровень качества этих топлив определяется в основном спецификациями, разработанными ASTM и DERD (Британское Министерство Обороны). Национальные спецификации стран - производителей авиационного реактивного топлива имеют незначительные отклонения от спецификаций ASTM и DERD. Для преодоления трудностей, связанных с выбором необходимых марок топлив, поставкой и хранением авиатоплив, их основные производители и поставщики разработали общую спецификацию, охватывающую ограничительные требования основных спецификаций, используемых в настоящее время в странах, где потребление авиатоплив наибольшее. Этот документ известен как «Требования к качеству авиационного топлива для совместно эксплуатируемых систем» или AFQRJOS. В США требования к качеству (перечень физико-химических показателей и эксплуатационных свойств) авиатоплив для самолетов гражданской авиации оформлены в виде спецификации ASTM D 1655, согласно которой производятся массовые топлива: Jet А - топливо типа керосин с максимальной температурой за.мерзания минус 40 °С; Jet А-1 - аналогичное топливо с температурой замерзания минус 47 °С. Требования к британским реактивным топливам для гражданской авиации установлены спецификацией D, Eng. RD (DERD) 2494, ранее разработанной для военной авиации. Это топливо типа керосина с температурой замерзания минус 47 °С. Перечень контрольных операций (AFQRJOS) является основой для международных требований к авиакеросинам. Топливо для газотурбинных двигателей, производимое и поставляемое по AFQRJOS, должно соответствовать наиболее жестким требованиям следующих спецификаций: Стандарт Британского Министерства Обороны DEF STAN 91-91/ Издание 2 (DERD 2494) от мая 1996 г.; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||