Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97


МАСЛА аля

АВПАЦПОННЫХ аВПГАТЕПЕП

в зависимости от вида техники авиационные масла условно делят по областям применения на масла для поршневых и газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов.

В авиации имеется два типа газотурбинных двигателей - турбореактивные и турбовинтовые.

В турбореактивныхдвига телях используют маловязкие масла, а в турбовинтовых - более вязкие, что обусловлено применением в этих двигателях редуктора воздушного винта, для которого требуются масла с повышенной несущей способностью.

Масла для поршневых двигателей

в поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей.

Для обеспечения смазывания двигателя в условиях высоких температур, давлений и нагрузок применяют высоковязкие масла, подвергнутые специальной очистке. Такие масла должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких температурах и в условиях хранения.

Характеристики масел приведены в табл. 3.1. 164 «Справочник»-

Масла для поршневых

двигателей........................i64

Масла для турбореактивных

двигателей........................165

Масла для турбовинтовых

двигателей........................172

Масла для вертолетов.......173

Масла для газоперекачивающих агрегатов .......176

3.1. Характеристики масел для поршневых двигателей

Показатели

МС-14

мс-го

Кинематическая вязкость при 100 "С, ммс, не менее

14,0

20,5

Индекс вязкости, не менее

Коксуемость, %, не более

0,45

0,29

Содержание селективных растворителей, водорастворимых кислот

Отсутствие

и щелочей, механических примесей

Температура ,"С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

застывания, не выше

Термоокислительная стабильность по методу Папок при 250 "С, мин.

не менее

Масло МС-14 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового тля некоторых моторных масел и смазок. Масло МС-14 в настоящее время не производится.

Масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в поршневых двигателях самолетов; в составе масло-смесей с маслами МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок.

Масла для турбореактивных двигателей

в связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реа.,тизуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо соалансирован и при большой частоте врапдения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок.




МАСПА АПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПЕЙ

Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 300 °С и выше, больпте частоты врашения турбин - 12000-20000 мин . Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель.

Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С. а на выходе зависит от теплонапряженпости двигателя. В двигателях самолетов, летаюишх с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М* ~2 она достигает 200 °С.

Подвод масла к узлам трения у ГТД осушествляется не только для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева узлов трения масло непрерывно подводится к следующим элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения - в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам.

Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе.

Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям:

надежное смазывание всех узлов и агрегатов двигателя с MHHHMajTbHbiM износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С;

пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С);

однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимaJьнyю испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя


* М - чис.ю Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука. 166 «Справочник»-

МАСЛА ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

(целесообразно применять смазочные масла узкого фракционного состава);

высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150-200 °С и выше;

минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения;

неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, Ю1еям и другим материалам.

Минеральные масла (табл. 3.2)

В России широкое распространение получили авиационные масла на минеральной основе. Это связано с их высоким качеством и относительно невысокой стоимостью.

Масло МС-8п (ОСТ 38 101163-78) - наиболее птроко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150 °С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также лля консервации маслосистем авиационных двигателей. Применяют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы.

Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) - рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авианионных двигателей срок зашиты составляет: для масла МК-8 - 3 мес, для масла МС-8п - 1 год, для масла МС-8рк - 4-8 лет.

Масла МК-8, МК-8п (ГОСТ 6457-66) - масла на нефтяной основе, производились из бакинских нефтей. Области их применения аналогичны областям применения масел МС-8п и МС-8рк. В настоящее время не производятся.




МАСПА АПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПЕЙ

3.2. Характеристики минеральных масел для турбореактивных двигателей

Показатели

МС-8П

МС-8рк

МК-8П

МК-8

Кинематическая вязкость, мм7с.

при температуре:

50 °С,не менее

-40 С, не более

4000

5000

6500

6500

Температура, С:

вспышки в закрытом тигле, не ниже

застывания, не выше

Кислотное число, мг КОН/г, не более

0,05

0,15

0,04

0,04

Содержание водорастворимых кислот, щелочей.

воды, механических примесей

Отсутствие

Термоокислительная стабильность.

50(150)

50(150)

10(175)

10(120)

ч (температура, "С)

Показатели после окисления:

кинематическая вязкость, мм/с, не более.

при температуре:

50 "С

10,0

11,0

-40-С

5500

6750

кислотное число, мг КОН/г, не более

0,25

массовая доля осадка, нерастворимого в

изооктане,%, не более

0,15

0,15

0,10

0,10

коррозия на пластинках, г/м, не более:

сталь ШХ15

Отсутствие

медь М1 и М2

±0,2

±0,2

алюминиевый сплав АК4

Отсутствие

Плотность при 20 С, кг/м, не более

Трибологические характеристики на ЧШМТ

при (20±5) °С:

критическая нагрузка, Н, не менее

показатель износа при осевой нагрузке 196 Н,

не более

0,55

0,55

Синтетические масла (табл. 3.3)

Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299-90) - синтетическое углеводородное с комплексо.м высокоэффективных присадок. Работоспособно в интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплона-пряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного

x о to in

-i, CD

О О)

I- о.


а а i

о со 5-

гг о CD

5 Ф S

о s

й- Е о m

i о " <ц <ц о о

S II

C4t CO

§§

Ш I-

CO <D

Ю CO S

5? "? cil

<2

1? s-

О C4t

CD О

5 °

о 5;

S -TO

II

о о

1з i 5 g s

a> £ 5 о <

i ё S Я 5 S 5

о s S- 2




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97



Яндекс.Метрика