Главная Переработка нефти и газа МАСЛА аля АВПАЦПОННЫХ аВПГАТЕПЕП в зависимости от вида техники авиационные масла условно делят по областям применения на масла для поршневых и газотурбинных двигателей самолетов и различных агрегатов вертолетов. В авиации имеется два типа газотурбинных двигателей - турбореактивные и турбовинтовые. В турбореактивныхдвига телях используют маловязкие масла, а в турбовинтовых - более вязкие, что обусловлено применением в этих двигателях редуктора воздушного винта, для которого требуются масла с повышенной несущей способностью. Масла для поршневых двигателей в поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей. Для обеспечения смазывания двигателя в условиях высоких температур, давлений и нагрузок применяют высоковязкие масла, подвергнутые специальной очистке. Такие масла должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам и обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких температурах и в условиях хранения. Характеристики масел приведены в табл. 3.1. 164 «Справочник»- Масла для поршневых двигателей........................i64 Масла для турбореактивных двигателей........................165 Масла для турбовинтовых двигателей........................172 Масла для вертолетов.......173 Масла для газоперекачивающих агрегатов .......176 3.1. Характеристики масел для поршневых двигателей
Масло МС-14 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов и в качестве базового тля некоторых моторных масел и смазок. Масло МС-14 в настоящее время не производится. Масло МС-20 (ГОСТ 21743-76) - масло селективной очистки. Применяют в поршневых двигателях самолетов; в составе масло-смесей с маслами МС-8, МС-8п (в различных соотношениях) в смазочных системах турбовинтовых двигателей; в осевых шарнирах втулок винтов вертолетов; для смазывания мотокомпрессоров газоперекачивающих агрегатов, а также в качестве базового компонента для некоторых моторных масел и смазок. Масла для турбореактивных двигателей в связи с конструктивными особенностями газотурбинных двигателей (ГТД) условия работы смазочных масел в них существенно отличаются от условий работы масел в поршневых двигателях. В отличие от поршневого двигателя смазочное масло в ГТД изолировано от камеры сгорания (зоны горения топлива); кроме того, в наиболее ответственных узлах трения реа.,тизуется в основном трение качения, а не скольжения, как в поршневых двигателях (коэффициент трения качения на порядок ниже коэффициента трения скольжения). Вал турбокомпрессора в ГТД хорошо соалансирован и при большой частоте врапдения и больших осевых и радиальных нагрузках работает без резких переменных нагрузок. МАСПА АПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПЕЙ Современные газотурбинные двигатели характеризуются жесткими условиями работы: высокие температуры - до 300 °С и выше, больпте частоты врашения турбин - 12000-20000 мин . Напряженность работы масла в таких условиях эксплуатации ГТД определяется количеством тепла, которое необходимо отвести от поверхностей трения деталей, и при прочих равных условиях характеризуется скоростью прокачивания масла через двигатель. Температура масла на входе в ГТД колеблется от 20 до 50 °С. а на выходе зависит от теплонапряженпости двигателя. В двигателях самолетов, летаюишх с дозвуковыми скоростями, она не превышает 125 °С, а при скорости полета с числом М* ~2 она достигает 200 °С. Подвод масла к узлам трения у ГТД осушествляется не только для смазывания поверхностей трения, но и для отвода тепла от этих узлов. Для исключения перегрева узлов трения масло непрерывно подводится к следующим элементам двигателя: подшипникам, зубчатым колесам, контактным уплотнителям и шлицевым соединениям. Наиболее высокий уровень тепловыделения - в радиально-упорных шарикоподшипниках роторов ГТД, воспринимающих осевую нагрузку, поэтому к ним подводят масла больше, чем к другим элементам. Масла для реактивных двигателей летательных аппаратов проходят тщательную проверку. При оценке качества масла учитывают возможные условия эксплуатации и напряженность работы его в двигателе. Смазочные масла для турбореактивных двигателей должны отвечать следующим требованиям: надежное смазывание всех узлов и агрегатов двигателя с MHHHMajTbHbiM износом в пределах рабочих температур от -50 до +200 °С; пологая вязкостно-температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах (пусковые свойства масла должны обеспечивать надежный запуск двигателя без подогрева до температуры -50 °С); однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимaJьнyю испаряемость фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя * М - чис.ю Маха, обозначающее скорость, равную скорости звука. 166 «Справочник»- МАСЛА ДЛЯ ТУРБОРЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (целесообразно применять смазочные масла узкого фракционного состава); высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150-200 °С и выше; минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения; неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинотехническим изделиям, покрытиям, Ю1еям и другим материалам. Минеральные масла (табл. 3.2) В России широкое распространение получили авиационные масла на минеральной основе. Это связано с их высоким качеством и относительно невысокой стоимостью. Масло МС-8п (ОСТ 38 101163-78) - наиболее птроко применяемое масло на нефтяной основе с комплексом высокоэффективных присадок. Производят из западно-сибирских и смеси западно-сибирских и приуральских нефтей. Предназначено для газотурбинных двигателей дозвуковых и сверхзвуковых самолетов, у которых температура масла на выходе из двигателя не более 150 °С. Используют в составе маслосмесей с авиационным маслом МС-20 (в соотношении 25:75, 50:50 и 75:25) в турбовинтовых двигателях, а также лля консервации маслосистем авиационных двигателей. Применяют в корабельных газотурбинных установках и в газоперекачивающих агрегатах. Масло МС-8п разработано взамен масел МК-8 и МК-8п, оно значительно превосходит их по ряду эксплуатационных показателей, в частности, по вязкости при низких температурах, термоокислительной стабильности, ресурсу работы. Масло МС-8рк (ТУ 38.1011181-88) - рабоче-консервационное масло на базе масла МС-8п с добавлением ингибитора коррозии. Предназначено для смазывания и консервации авиационных двигателей. Равноценно маслу МС-8п по эксплуатационным показателям и значительно превосходит по консервационным характеристикам. При консервации маслосистем авианионных двигателей срок зашиты составляет: для масла МК-8 - 3 мес, для масла МС-8п - 1 год, для масла МС-8рк - 4-8 лет. Масла МК-8, МК-8п (ГОСТ 6457-66) - масла на нефтяной основе, производились из бакинских нефтей. Области их применения аналогичны областям применения масел МС-8п и МС-8рк. В настоящее время не производятся. МАСПА АПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПЕЙ 3.2. Характеристики минеральных масел для турбореактивных двигателей
Синтетические масла (табл. 3.3) Масло ИПМ-10 (ТУ 38.101299-90) - синтетическое углеводородное с комплексо.м высокоэффективных присадок. Работоспособно в интервале температур от -50 до +200 °С. Применяют в теплона-пряженных газотурбинных двигателях военной и гражданской авиации с температурой масла на выходе из двигателя до 200 °С, а также в авиационных турбохолодильниках в качестве унифицированного x о to in -i, CD О О) I- о. а а i о со 5- гг о CD 5 Ф S о s й- Е о m i о " <ц <ц о о S II C4t CO §§ Ш I- CO <D Ю CO S 5? "? cil <2 1? s- О C4t CD О 5 °
S -TO II о о 1з i 5 g s a> £ 5 о < i ё S Я 5 S 5 о s S- 2 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||