Главная Переработка нефти и газа ПЛАСТПЧНЫЕ СМАЗКП 7.8. Реологические и физико-химические свойства смвзок (продолжение)
СВОЙСТВА СМАЗОК 7.8. Реологические и физико-химические свойства смазок (продолжение)
ПЛАСТИЧНЫЕ СМАЗКП 7.8. Реологические и физико-химические свойства смазок (продолжение)
в качестве консервационных смазок общего назначения применяют также вазелины: технический, медицинский (ГОСТ 3582-84), ветеринарный (ГОСТ 13037-84) и конденсаторный (ГОСТ 5774-76). консервационные смазочные материалы Основные метсщы борьбы с коррозией Огромный вред изделиям из металлов и сплавов, являющихся наиболее распространенными конструкционными материалами, наносит коррозия. Под коррозией понимают физико-химическое или химическое взаимодействие между металлом и средой, приводящее к ухудитению функциональных свойств металла, среды или включающей их технической системы. Химическое взаимодействие определяет, главным образом, химическую коррозию, характеризующуюся непосредственным взаимодействием реагирующих частиц металла и среды без возникновения электрического тока. Физико-химическое взаимодействие характерно для электрохимической и механо-химической коррозии, сопровождающейся возникновением электрического тока (ток коррозии). При механо-химической коррозии (коррозионно-меха-ническом изнашивании) электрохимические процессы накладываются на механическое взаимодействие: трение, напряжение, циклическое давление и др. В зависимости от вида коррозийной среды и условий протекания коррозионного процесса различают около 40 видов Коррозии: атмосферная, газовая, подземная, биокоррозия, контактная, коррозия при трении, щелевая и др. Узлы и детали автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и военной техники, станки, другие металлоизделия во время Основные методы борьбы с коррозией..........365 Маслорастворимые ингибиторы коррозии........370 Консервационные и рабоче-консервационные масла ....378 Пленкообразующие ингибированные нефтяные составы.............384 Защитные водовьпесняющие составы............................395 их изготовления, транспортирования, хранения, периодической или постоянной эксплуатации подвергаются практически всем видам коррозии, из которых наибольшее значение имеет атмосферная коррозия. Это связано с те.м, что она способна протекать в самых разнообразных условиях: на открытых площадках, при хранении под навесом, в отапливаемом и неотапливаемом помещениях. При увеличении относительной влажности воздуха, резком перепаде температур, наличии в воздухе коррозионно-агрессивных примесей хлора, аммиака, сероводорода и других скорость атмосферной коррозии возрастает и коррозионное разруи]ение металлоизделий увеличивается. Ущерб, наносимый коррозией, состоит не только в потере массы металла, но, главное, в ухудшении функциональных свойств (потребительской стоимости) металлоизделия, в снижении надежности металлоизделия и системы в целом. Потери, наносимые коррозией, в развитых странах достигают 8-10 % национального дохода. Эти потери условно делят на прямые (потери до 10 % ежегодно выплавляемого металла) и косвенные, во много раз превышаюцще прямые потери: остановка производств, взрывы, пожары, экологические бедствия (загрязнение окружающей среды), связанные с авариями на нефте- и газопроводах, разрушением резервуаров, коммуникаций, выходом из строя транспортных средств, наземных и подземных сооружений. Комплекс мероприятий по защите металлоизделий от коррозии и коррозионно-механического изнашивания называют противокоррозионной защитой, которую условно разделяют на постоянную и временную. Постоянная противокоррозионная защита предусматривает использование коррозионностойких материалов (легированные стали, полимеры, композиционные и стеклянные материалы) и покрытий (гальванические, фосфатные, лакокрасочные и др.), применение анодной и катодной зашиты и т.д. Под временной противокоррозионной защитой понимают возобновляемый комплекс мероприятий по защите мета1лоизделий от коррозии и коррозионно-механического изнашивания во время изготовления, межоперационного или длительного хранения, транспортирования и эксплуатации металлоизделий. Осуществление противокоррозионной защиты на время хранения и транспортирования называют консервацией. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРОЗИЕЙ Важное место среди средств временной противокоррозионной зашиты занимают консервационные смазочные материалы, к которым относят: ингибиторы коррозии (ИК); консервационные (КМ) и рабоче-консервационные масла (РКМ); пленкообразующие ингибированные нефтяные составы (ПИНС); защитные водовытесняющие составы (ЗВВС). В табл. 8.1 приведены основные области применения вышеперечисленных защитных материалов, а в табл. 8.2 - требования к их качеству. Как следует из табл. 8.2, качество защитных смазочных материалов, оцениваемое на всех стадиях их разработки, производства, применения характеризуется многими показателями. Выбор одного из них в качестве критерия невозможен. Это обусловлено многофункциональностью таких продуктов и, как следствие, сложностью компонентного состава. В процессе разработки защитных продуктов с оптимальными функциональными свойствами в зависимости от назначения и области применения проводится всесторонняя оценка их физико-химических, поверхностных, защитных свойств с применением стандартных и научно-исследовательских методов. При этом из всех сушествуюпхих методов отбирают те, которые в наиболее полной мере позволяют оценить качество разрабатываемого продукта, механизм его действия. Все используемые методы разделяют на фуппы в соответствии с тем, какое функциональное свойство они позволяют оценить. Группы методов объединяют в систему моделирования и оптимизации функционсшьных свойств (СМОФС). При таком системном подходе к проведению испытаний единичные показатели качества исследуемых продуктов, получаемые с помощью лабораторных методов, подвергают математической обработке по специатьно разработанным алгоритмам. Это позволяет на основе свертки большого объема экспериментальной Информации определить обобщенные показатели качества материалов, наиболее достоверно отражающие уровень их эффективности при применении. Комплексная система оценки качества позволяет расчетным путем определить ожидаемые сроки хранения изделий. Защита от коррозии которых осуществлена тем или иным видом онсервационного материала (см. табл. 8.2). 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [ 58 ] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||