Главная Переработка нефти и газа ITllwiiccFHbiF JLn 4.17. Характеристики гидравличес ких жидкостей Показатели Внешний вид Цвет Кинематическая вязкость, mmVc, при температуре. 200С, не менее 20 С 50С,не менее -55 С, не более Температура, С. вспышки в открытом тигле, не ниже застывания, не выше Массовая доля, %: механических примесей ВОДЬ( водорастворимых кислот и щелочей Плотность При 20 °С, кг/м Кислотное число, мг КОН/г, не более Чистота жидкости по ГОСТ 17216 Удельная электрическая проводимость, мк См/м не менее 132-10 132-1 ОД 7-50С-3 НГЖ-4у НГЖ-5у Прозрачная жидкость Желтый 20-33 10 1100 130 -70 Отсутствие 1,3 >22 4200 (-60"С) 200 -70 От фиолетового до синего < 0,002 8,7 3900 165 -65 8,5 4200 (-бОС) 155 -65 Отсутствие 0,05 Отсугствие <0,1 I <0,1 Отсутствие 930-940 0,1 1020 0,08 1060-1080 0,08 Не грубее 10 класса 40 Примечания. 1 Для масла 132-10Д нормируют электрофизические показатели при ем нее бо О "ом"с" """"™ "-"" электрическое сопротивлени: не менее 5,0-10 Ом-см, тангенс угла диэлектрических потерь при частоте 3 МГц не менее 0,001, диэлектрическая проницаемость при 3 МГц не более 3 О ппи 9ПП г ,Р"°°=™т"ьную стабильность и коррозионную активностьжидкости 7-50С-3 оценивают zzJiiizzz- - - "-v - при ,50 -С ,100 ч,: Показатели Кинематическая вязкость, мм/с, не более, при температуре: 20 "С 200С -60 °С Кислотное число, мг КОН/т, не более Коррозия Поверхности металлов, г/м, не более 7-50С-3 1,5 4500 il,0 НГЖ-4у НГЖ-5У 10,5 4500 (-55С) 0,10 i1,0 10,5 5000 0,15 i1,0 4.18. Характеристики рабочих жидкостей
МВП. Указанные жидкости выпускают под индексом ВПС. Масло 132-10 предназначено ддя работы в гидравлических системах в интервале температур от -70 до +100 °С, масло 132-10Д - для работы в электрически изолированных системах также в том же интервале температур. Рабочая жидкость 7-50С-3 (ГОСТ 20734-75) - синтетическая Жидкость, применяют в гидравлических агрегатах и гидравлических системах летательных аппаратов в диапазоне температур от -60 до +175 °С длительно, с перегревами до 200 °С; рабочие давления до 21 МПа. Жидкость изготавливают из смеси полисилоксановой жидкости и органического эфира с добавлением противоизносной присадки и Ингибиторов окисления. ~ -- «Справочник» 219 ТРАИСМПССПОНИЫЕ n тдРАВПИЧЕСКИЕ МДСПД Рабочая жидкость НГЖ-4у (ТУ 38.101740-80, изменения №№ 4-6) - синтетическая взрывопожаробезопасная жидкость на основе эфиров фосфорной кислоты. Была создана взамен ранее широко применявшейся в авиации жидкости НГЖ-4, вызывавшей эрозию клапа>1ов гидросистем и, как следствие этого, утечку жидкости. Жидкость НГЖ-4у является эрозионностойкой, содержит присадки, улучшающие ее вязкостные, антиэрозионные, антиокислительные свойства. Работоспособна в интервале температур от -55 до 125 °С при рабочих давлениях до 21 МПа. Имеет температуру самовоспламенения 650-670 °С, медленно горит в пламени, но не поддерживает горение и не распространяет пла.мя в отличие от нефтяных жидкостей типа АМГ-10. Является хорошим пластификатором и растворителем для многих неметаллических материалов, поэтому при использовании последних в контакте с жидкостью НГЖ-4у следует тщательно проверять их совместимость или пользоваться только теми материалами, которые спещально подобраны и рекомендованы для жидкостей типа НГЖ Рабочая жидкость НГЖ-5у (ТУ 38.401-58-57-93) - синтетическая взрывопожаробезопасная, эрозионностойкая жидкость на основе смеси эфиров фосфорной кислоты, содержащая пакет присадок, улучшающих вязкостные, антигидролизные, антиокислительные, антикоррозионные и антиэрозионные свойства. Используют в гидросистемах самолетов ИЛ-86, ИЛ-96, ТУ-204 и др. Температурный интервал использования жидкости НГЖ-5у составляет-60...+150 °С при номинальных дав;зениях до 21 МПа. Жидкость имеет температуру самогзоспла.менения 595-630 °С, медленно горит в пламени, не поддерживает горения и не распространяет пламя. Жидкость НГЖ-5у полностью совмещается с жидкостями НГЖ-4 и НГЖ-4у. Жидкость СМ-028 (ТУ 38.1011056-86) используют в микрокриогенных системах и установках. Представляет собой высококипящую жидкость полигликолевого типа с антиокислительной присадкой. Температура воспламенения по нижнему пределу - 290 °С, по верхнему пределу - 310 °С. Температурный интервал использования жидкости СМ-028 - -40...+ 150 °С. Рабочая жидкость ВРЖ-1-1 (ТУ 38.101923-82) - синтетическая высококипящая жидкость на основе полиорганосилоксанов с антиокислительной присадкой. Предназначена Д.ЛЯ работы в изделиях микрокриогенной техники в диапазоне температур -40...+180 °С. Отличается ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ хорошей вязкостно-температурной кривой, низкой испаряемостью и хорошими антикоррозионными свойства.ми. Тормозные и амортизаторные жидкости Тормозные и амортизаторные жидкости являются особой группой жидких рабочих сред для гидравлических систем. Первые из них используют в качестве рабочей жидкости гидропривода тормозной системы автомобиля, вторые - в качестве жидкой среды в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей, а также в телескопических стойках. Тормозные жидкости Основное назначение тормозной жидкости - передача энергии от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. Рабочее давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура тормозной жидкости в дисковых тормозах поднимается до 150-190 "С. В результате постоянных колебаний температуры в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает атмосферная влага. При этом тормозная жидкость «увлажняется», и, соответственно, снижается ее температура кипения. Если в процессе эксплуатации температура кипения тормозной жидкости становится ниже 150 °С, то при высоких скоростях движения и интенсивных торможениях создается опасность се «закипания». При этом в жидкости выделяются пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов и возможности аварии. Температура кипения тормозной жидкости - важнейший паказатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. При эксплуатации вследствие обводнения температура кипения тормозной жидкости неизбежно снижается, поэто.му наряду с температурой кипения «сухой» тормозной жидкости определяют температуру кипения «увлажненной» жидкости, содержащей 3,5 % воды. Температура кипения «увлажненной» жидкости косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет «закипать» Через 1,5-2 гола ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля. В последние годы основным направлением в улучшении качества Тормозных жидкостей являлось увеличение температуры кипения, осо- ~f I ТРАНСМПССПОННЫЕ ГИАРАВППЧЕСКПЕ МАСПА бенно в «увлажненном» состоянии. Это следует изданных, приведенных в табл. 4.19. Тормозные жидкости должны обладать хороишми вязкостно-температурными характеристиками, антикоррозионными, смазыва-ющи.ми свойствами, достаточной совместимостью с резиновыми уплотнениями, стабильностью при высоких и низких температурах. Современные тормозные жидкости представляют собой смеси разтичных эфиров с низкомолекулярными полимерами с добавлением антикоррозионных и антиокислительных присадок. Тормозная жидкость «Нева» (ТУ 6-01-1163-78) - композиция на основе этилкарбитола, содержит загущающую и антикоррозионные присадки. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40...+45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых автомобилей (выпускало 1985 г.). Срок службы - не более одного года. Тормозная жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276-82) разработана взамен жидкости «Нева». Композиция на основе этилкарбитола и бор-содержащего полиэфира, содержит загущающую и антикоррозионную присадки. Имеет лyчцJиe эксплуатационные свойства, чем «Нева», более высокую температуру кипения. Совместима с «Невой» при смещивании в любых соотношениях. Работоспособна при температуре окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений всех моделей грузовых и легковых автомобилей, за исключением переднеприводных автомобилей ВАЗ. Срок службы жидкости «Томь» - 2 года. Тормозные жидкости «Роса ДОТ-4», «Роса-З» и «Роса» (ТУ 2451-004-10488057-94) - высокотемпературнь(е жидкости, представляющие собой композиции на основе борсодержащего полиэфира, содержат антиокислитсльные и антикоррозионные присадки. Жидкости «Роса» и «Роса-3» отличаются от жидкости «Роса ДОТ-4» наличием в составе различных пластификаторов, однако из-за 4.19. Температуры кипения «сухих» и «увлажненных» тормозных жидкостей
ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ отсутствия сырья эти марки практически не выпускают. Жидкости имеют высокие значения температуры кипения (260 °С) и температуры кипения «уатажненной» жидкости (165 °С). Работоспособны в диапазоне температур окружающего воздуха от -40 до +45 °С. Применяются в тормозных системах современных грузовых и легковых автомобилей, в том числе переднеприводных автомобилей ВАЗ. Совместимы с тормозными жидкостями «Томь» и «Нева» в любых соотношениях. Срок службы - 3 года. Тормозная жидкость БСК (ТУ 6-101533-75) - смесь равных частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет. Работоспособна при температуре окружаюп1его воздуха от -20 до +30 °С. Применяют в гидроприводе тормозов и сцеплений старых моделей грузовых и легковых авто.мобилей, за исключением автомобилей ВАЗ. В табл. 4.20 приведены показатели основных марок жидкостей для тормозных систем авто.мобилей. Для автомобилей, эксплуатируемых в районах Крайнего Севера, необходима специальная жидкость, у которой кинематическая вязкость при -55 "С должна быть не менее 1500 mmYc Такая жидкость в России не вырабатывается, поэтому практикуется разбаатение жидкостей «Нева» и «Томь» 18-20 % (мае. доля) этилового спирта. Такая смесь работоспособна до -60 °С, однако имеет низкую температуру кипения и не обеспечивает герметичности резиновых уплотнений. Поэто.му разбаапение Жидкости спиртом - вынужденная мера, и по окончании зимней эксплуатации такую смесь следует заменить. Зарубежными аналогами жидкостей «Нева» и «Томь» являются Жидкости, соответствующие международной классификации ДОТ-3, которые имеют температуру кипения более 205 °С, а аналога.ми жидкости «Роса» - жидкости ДОТ-4 с температурой кипения более 230 °С. Амортизаторные жидкости Амортизаторы, установленные на автомобилях, предназначены Для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески, они Делают ход автомобиля плавным даже при движении по бездорожью. Амортизаторные жидкости являются рабочей средой в гидравлических амортизаторах рычажно-кулачкового и телескопического типа, а также R телескопических стойках. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||