Главная Переработка нефти и газа 1.48. Характеристики печного бытового топлива (ТУ 38.101656-87)
форсунками теплогенераторов расположены фильтры с ячейками размером 0,5 мм. При работе бытовых отопительных установок с небольшим расходом топлива (0,5-3 кг/ч) последнее подогревается внутри помещения, и фильтр, устанавливаемый вблизи горелки, не забивается. В этом случае достаточно обеспечить соответствующую текучесть топлива при его транспортировании и перекачке. При эксплуатации теплогенераторов или котлов средней производительности, например 28-70 кг/ч, используемых на животноводческих фермах, возможна забивка парафинами фильтров, расположенных на линиях под открытым небом. В этом случае необходимо улучпшть не только текучесть топлива при низких температурах, но и прокачиваемость его через фильтры. КОТЕЛЬНЫЕ, ТЯЖЕЛЫЕ МОТОРНЫЕ, ГЗОТУРБИтШЕУДОВ фракционный состав, °С: 10 % перегоняется при температуре % перегоняется при температуре Кинематическая вязкость при 20 С, м/с Температура, С: застывания вспышки в закрытом тигле Предельной фильтруемости Массовая доля серы, % Кислотность, мг КОН/100 см топлива Коксуемость 10 %-ного остатка, % Плотность при 20 С, кг/м Показатели
55 -9 0,50 0,9 0,14 830 62 -7 0,85 0,9 0,13 882 -13 58 -10 0,80 1,1 0,15 836 Номер образца Фракционный состав, °С: Ю % перегоняется при температуре 90 % перегоняется при температуре Кинематическая вязкость при 20 °С, м/с Температура, °С: застывания вспышки в закрытом тигле предельной фильтруемости Массовая доля серы, % Кислотность, мг КОН/100 см топлива Коксуемость 10 %-ного остатка, % Плотность при 20 С, кг/м На основе прямогонных дизельных фракций 187 300 2,95 52 -11 0,42 0,8 0,03
212 360 3,94 -6 79 -8 0,20 0.23 0,08 828 Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАСЛАМ / МОТОРНЫЕ МАСЛА Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными. В зависимости от назначения их подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используютдистил-лятные компоненты различной вязкости, остаточные компоненты, смеси остаточного и дистиллятных компонентов, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины, алкил-бензолы, эфиры). Большинство всесезонных масел получают путем загущения мало вязкой основы макрополимерными присадками. По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов). Общие требования к моторным маслам Моторное масло - это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем тер.ми-ческим, механическим и химическим воздейст- Общие требования к моторным маслам...........124 Свойства масел и методы их оценки...........126 Классификация моторных Масел................134 Масла для бензиновых двигателей........................140 Масла для дизелей............143 Перечень моторных масел, вырабатываемых по стандартам предприятий ..,159 ВИЯМ, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструксши двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла - одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже: высокие моющая, диспергируюше-стабилизируюшая, пептизирующая и солюбилизируюшая способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя; высокие термическая и термоокислительная стабильности позволяют использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере, увеличивать срок замены; достаточные противоизносные свойства, обеспечиваемые прочностью масляной пленки, нужной вязкостью при высокой температуре и высоком градиенте скорости сдвига, способностью химически модифицировать поверхность металла при граничном трении и нейтрализовать кислоты, образующиеся при окислении масла и из продуктов сгорания топлива, отсутствие коррозионного воздействия на материалы деталей двигателя как в процессе работы, так и при длительных перерывах; стойкость к старению, способность противостоять внецшим воздействиям с минимальным ухудшением свойств; пологость вязкостно-температурной характеристики, обеспечение холодного пуска, прокачиваемости при холодном пуске и надежного смазывания в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды; совместимость с материалами уплотнений, совместимость с катализаторами системы нейтрализации отработавших газов; высокая стабильность при транспортировании и хранении в регламентированных условиях; малая вспениваемость при высокой и низкой температурах; малая летучесть, низкий расход на угар (экологичность). К некоторым маслам предъявляют особые, дополнительные требования. Так, масла, загущенные макрополимерными присадками, должны обладать требуемой стойкостью к механической и термической леструкции; лля судовых дизельных масел особенно важна влагостойкость присадок и малая эмульгируемость с водой; для энергосберегающих - антифрикционность, благоприятные реологические свойства. Свойства масел и методы их оценки Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения по взвешенном состоянии. Чем выше моюще-диспергирующие свойства масла, тем больше нераствори.мых веществ - продуктов старения может удерживаться в работающем масле без выпадения в осадок, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая температура деталей (степень форсирования двигателя). Типичная зависимость массы отложений на поршнях двигателя от концентрации моюше-диспергирующей присадки в масле и содержания серы в применяемом топливе показана на рис. 2.1. Кроме концентрации моюще-диснергирующих присадок на чистоту двигателя существенно влияет эффективность используемых присадок, их правильное сочетание с другими компонентами композиции, а также приемистость базового масла. В композициях моторных масел в качестве моющих присадок используют сульфонаты, алкилфеноляты, алкилсалицилаты и фосфонаты ка.льция или магния и реже (по экологическим соображениям) бария, а также рациональные сочетания этих зольных Рис. 2.1. Зависимость массы отложений т„ иа поршне двигателя 44 10,5/13 от содержания (мае! доля)" моюще-диспергирующей присадки при различном содержании (мае. доля) серы в топливе- / - 1.5 ?6; 2 -. 1 %; J 0,6 %: - О 2 % 10 1Z спр,% присадок друг с другом и с беззольны.ми дисперсантами-присадками, снижающими, главным образом, склонность масла к образованию низкотемпературных отложений и скорость загрязнения фильтров тонкой очистки масла. Модифицированные термостойкие беззольные дисперсанты способствуют и уменьшению лако- и нагарообразования на поршнях. Механизм действия моющих присадок объясняют их адсорбцией на поверхности нерастворимых в масле частиц. В результате на каждой частице образуется ободючка из обращенных в объем масла углеводородных радикалов. Она препятствует коагуляции частиц загрязнений, их соприкосновению друге другом. Полярные молекулы присадок образуют двойной электрический слой, придающий одноименные заряды частицам, на которых они адсорбировались. Благодаря этому частицы отталкиваются и вероятность их объединения в крупные агрегаты уменьшается. При работе двигателей на топливах с повышенным содержанием серы моюише присадки, придающие маслу пелочность, препятствуют образованию отложений на деталях двигателей также и путем нейтрализации кислот, образующихся из продуктов сгорания топлива. Металлсодержащие моюшие присалки повышают зольносль масла, что может привести к образованию зольных отложений в камере сгорания, замыканию электродов свечей зажигания, преждевременному воспла.менению рабочей смеси, прогару выпускных клапанов, снижению детонационной стойкости топлива, абразивному изнашиванию. Поэтому сульфатную зольность моторных масел ограничивают верхним пределом. Ее допустимое значение зависит от типа и конструкции двигателя, расхода масла на угар, условий эксплуатации, в частности, от вида применяемого топлива. Наименее зольные масла необходимы для смазывания двухтактных бензиновых двигателей и двигателей, работающих на газе. Наибольшую зольность имеют высокошелочные цилиндровые масла. Моющие свойства моторных масел в лабораторных условиях определяют на .модельной установке ПЗВ, представляющей собой мшюразмерный одноцилиндровый двигатель с электроприводом и электронагревателями. Стендовые моторные испытания для оценки моющих свойств проводят либо в полноразмерных двигателях, либо " одноцилиндровых моторных установках гю стандартным методикам. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||