Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

значениям кинематической вязкости масла, измеренной при 40 и 100 °С (ГОСТ 25371-82). В нормативной документации на зимние масла иногда нормируют кинематическую вязкость при низких температурах. Индекс вязкости минеральных масел без вязкостных присадок составляет 85-100. Он зависит от углеводородного состава и глубины очистки масляных фракций. Углубление очистки повышает индекс вязкости, но снижает выход рафината.

Синтетические базовые компоненты имеют индекс вязкости 120-150, что дает возможность получать на их основе всесезонные масла с очень широким температурны.м диапазоном работоспособности.

К низкотемпературным характеристикам масел относят температуру застывания, при которой масло не течет под действием силы тяжести, т.е. теряет текучесть. Она должна быть на 5-7 °С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость. В большинстве случаев застывание моторных масел обусловлено образованием в объеме охлаждаемого масла кристаллов парафинов. Требуемая нормативной документацией температура застывания достигается депарафинизацией базовых компонентов и/или введением в состав моторного масла депрессорных присадок (полиметакрилаты, алкилнафталины и др.).

Классификация моторных масел

Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число к.лассов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования. Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином - маслами для бензиновых двигателей.

ГОСТ 17479.1-85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообшаюшее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или

две из первых П1ести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам.

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в табл. 2.1, а группы по назначению и эксплуа-таиионным свойствам - в табл. 2.2. Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными табл. 2.1 и 2.2. Так, марка М-6/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4з/8-В2Г - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г,); М-I4rj(nc) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное хшя

2.1. Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, mmVc, при температуре

-18С, не более

>3,8

1250

>4,1

2600

>5,6

>5,6

10400

Св. 5,6 до 7,0 включ.

. 7,0 до 9,3 .

- 9,3 до 11,5 «

« 11,5 до 12,5

- 12,5 до 14,5 «

« 14,5 до 16,3 .

« 16,3 до 21,9 "

21,9 до 26,1 .

З3/8

» 7,0 до 9,3 .

1250

4з/6

« 5,6 до 7,0

2600

4з/8

- 7,0 до 9,3 .

2600

4з/10

« 9,3 до 11,5 .

2600

63/10

- 9,3 до 11,5 «

6000

5з/12

« 11,5 до 12,5 «

6000

- 12,5 до 14,5 -

6000

63/10

- 9,3 до 11,5 «

10400

63/14

« 12,5 до 14,5 "

10400

63/16

. 14,5 до 16,3 .

10400



2.2. Группы моторных масел по назначению

и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Группа масла по эксплуатационным свойствам

Рекомендуемая область применения

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подщипников

Малофорсированные дизели

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности пре- ; дотвращать образование высокотемпературных Отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г.

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоиэносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д, и Д,. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоиэносными свойствами

высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения («цс» означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (ili20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Гк, М-ЮДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В табл.2.3 приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и принятых ранее в нормативных документах.

Нередко возникает необходимость рещения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классифи-

2.3. Соответствие обозначений марок моторных масел

Обозначение по ГОСТ 17479.1-85 с изм. №3

М-8-В

М-4/6-В,

M-63/IO-B

М-16-А(т) М-20-А М-8-Б М-63/1ОБ, М-12-Б, М-14-б M-16-BJt) М-8-В, М-10-, М-10-М-М-вГ М-14-1 М-16- М-20-в М-20-В,(ф) М-10-Г,(цс)

Ранее принятое обозначение

М-8В

М-4з/6В (АСЗп-6)

М-з/ЮВ

(ДВ-АСЗп-ЮВ)

М-16ПЦ

МС-20П

Мт-8П

МТЗ-ЮП

М-12Б

М-14Б

МТ-16П

М-8В,

M-10Bj

M-lOBjC

М-14В,

M-14Bj3

М-16ИХП-3 (MIBBj) M-20Bj М-20В;Ф М-ЮГЦС

Обозначение по ГОСТ 17479.1-85 с изм. № 3

М-8-Г

М-10-Г,

M-8-rj(k)

М-10-Г,(к)

М-8-Г,(у)

М-10-Г,(у)

М-14-Г,(цс)

M-14-rj(k)

М-14-Г,

М-16-Г,(цс)

М-20-Г,

М-Ю-Д,

М-16-Д,

М-10-Д,(м)

М-8-Д,(м)

М-10-Д,(цл20)

М-6,/14-Д,(м)

М-14-Д,(м)

М-14-Д,(цл20)

М-14-Д,(цл30)

Ранее принятое обозначение

М-8Г, М-ЮГ, М-8Г,к М-ЮГ/

М-10Г,у

М-ИГЦС

М-14Г/

М-14Г-,

М-16Г,ЦС

М-20Г,

М-ЮД

М-16Д

М-ЮДМ

М-8ДМ

М-10ДЦЛ20

М63/14ДМ

М-14ДМ

М-14ДЦЛ20

М-14ДЦЛ30



кация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров - SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АР] (Американский инсттуг нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам API по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 2.4 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики

2.4. Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и классификациям SAE и API

Класс аязкооти

по ГОСТ 17479.1-85

5, 6, 6 8 10 12 14 16 20

по SAE

5W 10W 15W 20W 20 20 30 30 40 40 50

Класс вязкости

по ГОСТ 17479.1-85

Группа масла

по ГОСТ 17479.1-85

А Б Б.

по API

SB SC/CA

CA SD/CB

CB SE/CC

3,/8 4,/6 4,/8 4,/10 5,/10 VI2 6,/10 6yi4 6,/16

no SAE

60 5W-20 lOW-20 10W-20 10W-30 15W-30 15W-30 20W-30 20W-40 20W-40

Группа масла

по ГОСТ 17479.1-85

Д, Д.

по API

SF CD SG CF-4 SH-

CG-4-

• Эти классы API не имеют аналогов в отечественной классификации

импортного масла по классификациям SAE J300 и API, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100 °С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории; «S» (Service) - масла для бензиновых двигателей и «С» (Commercial) - масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/CC, CG/CD, CF-4/SH для универсальных масел.

Моторные масла, относящиеся к одному и тому же ктассу API, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и API группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем «строже» проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. При этом определяют моюшие, диспергирующие,




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97



Яндекс.Метрика