Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97

1.6. Характеристики бензинов с улучшенными экологическими показателями (продолжение)

Показатели

АИ-80ЭК

АИ-92ЭК

1 АИ-95ЭК

АИ-983К

Ярмарка 92 Е ЯрМарка95Е

ТУ 38.401-58-171-96

ТУ 38.301-25-41-97

В том числе бен-

зола

Индукционный период бензина на месте

производства, мин,

не менее

Массовая доля серы, %, не более

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

Плотность при 20 "С, кг/м, не более

Примечание. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке - выдерживает: содержание высокорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие.

ются низким содержанием серы, в их составе практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим фактором. К их недостаткам также относится неравномерность распределения детонационной стойкости По фракциям. В составе бензинового фонда России (табл. 1.7) доля компонента каталитического риформинга превышает 50 %.

1.7. Компонентный состав бензинового фонда, % (об.)

Компонент

Западная Европа

Россия

Бутаны

Бензин каталитического риформинга

34,6

46,9

52,8

Бензин каталитического крекинга

36,1

27,1

Изомеризат

Алкилат

13,0

Прямогонный бензин

25,2

Бензин коксования

Оксигенаты

Примечание. Общий бензиновый фонд, млн.т/год: Россия Европа - 125.

- 30; США - 325; Западная

Бензины каталитического крекинга характеризуются низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому методу 90-93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов составляет 30-40 %, олефи1ювых - 25-35 %. В их составе практически отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно высокой химической стабильностью (индукционный период 800-900 мин.). По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов каталитического крекинга характерно более равномерное распределение детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь компонентов каталитического риформинга и каталитического крекинга.

Бензины таких термических процессов, как крекинг, замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и химическую стабильность, высокое содержание серы и используются только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных количествах.

При производстве высокооктановых бензинов используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины ЛИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих компонентов: метил-трет-бутило во го эфира (МТБЭ) или его смеси с трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по отношению к резинам.

Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных автобензинов, приведены в табл. 1.8.

Для достижения требуемого уровня детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют этиловую жидкость (до О, )5 г свинца/дм бензина). К бензинам вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду разрешается добавлять антиокислители Агидол-! или Агидол-12. В целях обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет Жирорастворимым желты.м красителем К, бензин АИ-91 - в оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж. Этилированные бензины, предназначенные для экоюрта, не окрашиваются.

Примерные компонентные составы автомобильных бензинов различных марок приведены в табл. 1.9.



1.8. Характеристики компонентов товарных аатомобильных бензинов

Показатели

Бензин каталитического риформинга жесткого режима

Бензин каталитического крекинга Г-43-107

Алкилбензин

Ксилольная фракция

Детонационная стойкость:

октановое число по методу:

исследовательскому моторному

91-99 82-90

91-93 80-82

91-94 90-93

100-108 90-99

Фракционный состав:

температура начала перегонки бензина, С пределы перегонки, С:

35-50

30-45

30-45

100-110

10% 50% 90%

конец кипения бензина, С

60-70 110-120 160-180 195-215

52-75 97-120 165-185 205-215

66-75 105-110 115-130 170-190

120-126 130-140 150-160 175-205

Массовая доля серы,

0,01-0,02

0,03-0,08

0,005-0,02

Испытание на медной пластинке

Выдерживает

Плотность при 20 °С, кг/м

770-780

725-750

690-700

835-850

1.9. Средние компонентные составы автомобильных бензинов

Компонент

А-76 (А-80)

А-76-

АИ-91

А-92

А-92

АИ-95

АИ-98

Бензин каталитичес-

кого риформинга:

мягкого режима

40-80

70-60

60-90

60-Е

50-100

жесткого режима

40-100

40-100

10-40

45-90

25-88

Ксилольная фракция

10-20

10-30

20-40

20-40

Бензин каталитического крекинга

20-80

10-60

10-85

10-85

10-85

10-50

10-20

Бензин прямой пере-

20-60

40-100

10-20

10-20

10-80

гонки

Алкилбензин

5-20

5-20

10-35

15-50

Бутаны+изопентан

1-10

1-10

Газовый бензин

5-10

5-10

5-10

5-10

5-10

Толуол

0-10

8-15

10-15

Бензин коксования

5-10

Гидростабилизирован-ный бензин пиролиза

10-35

10-20

10-30

10-30

10-30

10-20

10-20

МТБЭ

<8

5-12

5-12

10-15

10-15

* Этилированный.

Ассортимент, качество и состав авиационных бензинов

Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях. В отличие от автомобильных двигателей, в авиационных используется в большинстве случаев принудительный впрыск топлива во впускную систему, что определяет некоторые особенности авиационных бензинов по сравнению с автомобильными. Более высокие требования к качеству авиационных бензинов определяются также жесткими условиями их применения. ГОСТ 1012-72 предусматривает две марки авиационных бензинов: Б-91/115 и Б-95/130. Марка авиабензина означает его октановое число по моторному методу, указываемое в числителе, и сортность на богатой смеси - в знаменателе дроби. Бензин Б-91/П5 предназначен для эксплуатации двигателей АШ-62ир, АИ-26В, М-14Б, М-14П и М-14В-26, а Б-95/130 - двигателей АШ-82Т и АШ-82В. В течение 1988-1992 гг. проведен болыпой комплекс исследований и испытаний, в результате чего разработай единый бензин Б-92 без нормирования показателя «сорпюсть на богатой смеси», вырабатьшаемый по ТУ 38.401-58-47-92. Как показали испытания, бензин Б-92 может применяться взамен бензина Б-91/П5 в двигателях всех типов. Использование авиабензина Б-92 без нормирования показателя сортности позволяет наряду с обеспечением }юрмальной работы двигателей на всех режимах значительно расширить ресурсы авиабензинов и снизить содержание в них токсичного тетраэтилсвинца.

В России вырабатывают две марки авиабензинов: Б-91/115 и Б-92. Требования к качеству бензинов - Б-92, Б-91/И5 и Б-95/130 приведены в табл. 1.10.

Разработаны технические условия на авиационные бензины марок Б-100/130 и Б-100/130 малоэтилированный - ТУ 38.401-58-197-97. Установленные нормы к качеству указанных бензинов соответствуют требованиям ASTM D 910 и европейским спецификациям на бензины марок 100 и ]00ГГ(табл. 1.11).

В связи с тем, что к авиационным бензинам предъявляются более Жесткие требования, чем к автомобильным, в их состав входят Компоненты ограниченного числа технологических процессов: прямой Перегонки нефти, каталитического риформинга, алкилирования, ароматизации, В состав авиационных бензинов могут также входить Продукты изомеризации прямогонных фракций. Продукты вторичных

«Справочник» 41



1.10. Характеристики ааиационных беизииоа

Показатели

Б-95/130

Б-91/115

Б-92

Б-70

гост 1012-

ГОСТ 1012-

ТУ 38.401-

ТУ 38.

58-47-92

101913-62

Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина,

не более

Детонационная стойкость:

октановое число по моторному методу

не менее

91,5

сортность на богатой смеси, не менее

Удельная теплота сгорания низшая,

42947-103

42947-103

42737 10

Дж/кг (ккал/кг), не менее

(10250)

(10250)

(10200)

Фракционный состав:

температура начала перегонки, °С, не ниже

перегоняется при температуре, °С, не выше:

97,5 %

остаток, %, не более

Давление насыщенных паров, Па

33325-45422

2932647988

2!йа>-47988

47988

Кислотность, мг КОН/100 см, не более

Температура начала кристаллизации, С,

не выше

Йодное число, г йода/100 г бензина, не более

Массовая доля ароматических углеводородов.

Не нормиру-

12-20

%, не более

ется. Определение обязательно

Содержание фактических смол,

мг/100 см= бензина, не более

Массовая доля серы, %, не более

0,03

0,03

0,05

0,05

Цвет

Желтый

Зеленый

Зеленый

Бесцветный

Массовая доля параоксидифениламина, %

0,002-0,005

0,002-0,005

Период стабильности, ч, не менев [

Примечания. 1. Для бвнзинов всех марок: испытание на медной пластинке-выдерживает;

содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие;

прозрачность - прозрачный; плотность при 20 С, кг/м - не нормируется, определение обязательно.

2. Для авиационного бензина марки Б-91/115, получаемого на основе компонента

каталитического крекинга, устанавливаются;

а) йодное число - 10 г йода/100 г бензина.

б) содержание фактических смол не более 4 мг/100 см бензина.

1.10. Характеристики авиационных бензиноа (продолжение)

3. Для авиационных бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115, выработанных из бакинских нефгей, допускается содержание параоксидифениламина 0,004-0,010 %, а на базе бензинов каталитического крекинга не менее 0,004 %.

4. С 1 мая по 1 октября нижний предел давления насыщенных паров авиационных бензинов не служит браковочным признаком, за исключением отгружаемых на длительное хранение.

5. Для авиационных бензинов, сдаваемых после длительного хранения (более 2 пет), допускаются отклонения при определении фракционного состава по ГОСТ 2177-82 для температуры перегонки 10 и 50 % на 2 С и 90 % на ( С, Этилированные авиационные бензины после длительного хранения допускается сдавать с периодом стабильности не менее 2 ч.

6. Норма по показателю пункта 3 для бензинов с добавлением базового компонента крекинга должна быть не менее 43157ЮЗ (10300) Дж/кг (ккал/кг),

7. По согласованию с потребителями допускается изготовлять авиационные бензины по показателю «период стабильности» с нормой не менее 8 ч.

процессов, содержащие олефиновые углеводороды, для получения авиационных бензинов не используются.

Компонентный состав авиационных бензинов зависит в основном от их марки и в меньшей степени, чем для автомобильных бензинов, определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Базовым компонентом для выработки авиационных бензинов марок Б-92 и Б-91/П5 обычно являются бензины каталитического риформинга. В качестве высокооктановых ко.мпонентов могут быть использованы алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол.

Бензины каталитического риформинга обладают высокой детонационной стойкостью на богатых и бедных смесях. Чем больше суммарное содержание в бензине аро.матических углеводородов, тем выше его сортность на богатой смеси.

Для обеспечения требований ГОСТ и ТУ по детонационной стойкости, теплоте сгорания, содержанию аро.матических углеводородов к базовым бензинам добавляют изопарафиновые и ароматические компоненты - алкилбензин, изомеризат и толуол.

Физико-химические свойства компонентов, используемых для приготовления товарных авиабензинов, приведены в табл. 1.12.

В целях обеспечения требуемого уровня детонационных свойств к авиационным бензинам добавляют антидетонатор тетраэтилсвинец (от О до 3,1 г на 1 кг бензина) в виде этиловой жидкости. Для стабилизации этиловой жидкости при хранении авиабензинов Добаадяется антиокислитель 4-оксидифениламии или Агидол-1.




0 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97



Яндекс.Метрика