Главная Переработка нефти и газа МАСПА аПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПЕЙ 3.7. Характеристика масел для осевых шарниров втулок винтов вертолетов
Масло ВНИИНП-25-шарнирное (ГОСТ 11122-84) - нефтяное низкозастываютее масло (зимний сорт), загущенное полимерной присадкой, содержит антиокислительную присадку (табл. 3.7). В настояп1ее время не производится. Масло ВО-12 (ТУ РМ-80-4-95) - всесезонное масло (табл. 3.7) для осевых шарниров втулок винтов вертолетов. Разработано взамен масла ВНИИНП-25. Работоспособно при температуре от +60 до -50 °С. Представляет собой смесь синтетического углеводородного и диэфирного масел с комплексом присадок. Масла для газоперекачивающих агрегатов Газоперекачивающие агрегаты (ГПА), устанавливаемые на компрессорных станциях (КС) различного назначения, предназначены для компримирования природного газа с целью его транспортирования по магистральным газопроводам при температуре окружающей среды от -55 до +45 °С. ГПА различают по типу привода компрессоров (нагнетателей): газотурбинные с приводом центробежных нагнетателей от стационарных газотурбинных установок (ГТУ) или от конвертированных транспортных (авиационных и судовых) газотурбинных двигателей (ГТД); МАСЛА для ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ электроприводные (ЭГПА) с приводом центробежных нагнетателей от электродвигателей; поршневые (газомотокомпрессоры), в которых поршневой компрессор выполнен как одно целое с газовым двигателем. Масляные системы предназначены обеспечивать смазывание подшипников и других пар трения, охлаждение узлов газоперекачивающих установок (ГПУ), уплотнение вала нагнетателя, работу систем регулирования и защиты, а также: надежную работу на всех режимах - включение, пуск и аварийная остановка при изменяющихся внешних температурных условиях; охлаждение масла с минимальными затратами мощности на его прокачку; пожарную безопасность; отделение от масла газов, механических примесей и воды; исключение образования в системе воздушных пробок; прогрев масла при запуске (или при нахождении агрегата в «горячем резерве»); запас масла, достаточный для пробега между нагнетательными перепадами заправки; минимальные расходы (потери) масла в процессе эксплуатации; достаточную прочность и вибростойкость элементов системы, герметичность соединения; простоту обслуживания. Масла для ГПА со стационарными ГТУ и электроприводами В ГПА такого типа широко используют турбинные масла для смазывания и охлаждения подшипников скольжения нагнетателя, стационарных ГПУ, электродвигателей, зубчатых муфт, торсионного вала, а также лля обеспечения постоянного превышения давления масла по сравнению с давлением газа на всех режимах работы афегата с целью исключения прорыва газа из нагнетателя в контейнер турбоагрегата. Масло в нагнетателе выполняет две функции: I) смазывает (и охлаждает) опорные и упорные подшипники ротора; 12 - 1890 МАСПА АПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПей 2) уплотняет радиальные зазоры между ротором и статором нагнетателя для ограничения утечек газа в атмосферу. В современных турбоагрегатах масла работают при повь1и1енных температурах в циркуляционных системах, где к маслу имеется свободный доступ воздуха, а кроме того возможно попадание воды В связи с этим качество газотурбинных масел определяют такие показатели, как стабильность против окисления, склонность к эмульгированию и вспениванию, способность защищать металлические поверхности от коррозии. Одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик газотурбинных масел - стабильность против окисления и способность сохранять ее в условиях длительной эксплуатации в широком интервале температур. От этого зависит работоспособность масла и срок его службы. Для смазывания нагнетателей применяют взаимозаменяемые масла Тп-22с и Тп-22Б. Основные физико-химические свойства турбинных масел описаны в гл. 5. Масла для газомотокомпрессорных ГПА Газомоторный компрессор (ГМК) представляет собой агрегат, состоящий из поршневого газового двигателя (силовой части) и поршневого компрессора, соединенных между собой общим коленчатым валом и рамой. Смазочная система двигателей ГМК необходима для уменьшения сил трения и износа поверхностей, а также для отвода тепла, выделяющегося при трении, для охлаждения силовых поршней, удаления металлических и неметаллических частиц из зазоров, создания максимальной герметичности между поршнем и цилиндром, в сальниковых уплотнениях и других узлах агрегата (при нормальных зазорах). К маслу, предназначенному для газовых двигателей, предъявляют следующие требования; высокая стабильность, обеспечивающая длительную работу масла без замены; отсутствие золы, вызывающей перебои в работе запальных свечей, приводящей к калильному зажиганию, задиру цилиндровых втулок и забиванию продувочных окон; МАСЛА ДЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ хорошие противоизносные свойства, обеспечивающие ;г1итель-ную работу двигателя до ремонта; высокие моюпше свойства, устраняющие отложение лака и нагара на деталях двигателя. Температура вспьппки масла, применяемого для компрессоров, должна быть на 20-50 °С выше температуры нагнетания. В поршневых компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Основным эксплуатационным свойством масел, влияющим на долговечную, эффективную и безопасную работу комрес-соров, является их стабильность и способность предотвращать или сводить к минимуму коксообразные отложения в нагнетательных линиях компрессоров. Причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах, обычно является образование твердых продуктов распада и уплотнение масла при его эксплуатации. Наиболее оптимальным, удовлетворяюцщм требованиям к смазке газомотокомпрессоров, является масло МС-20 (см. табл. 3.1). Масло МС-20 - остаточное, селективной очистки, вырабатывается из малосернистых парафиновых и беспарафиповых нефтей. Характеризуется высокой вязкостью, хорошими смазывающими свойствами, отличной адгезией, температурой вспышки вып1е 265 °С, но недостаточными низкотемпературными свойствами, что исключает его хранение в зимних условиях Севера и Сибири на открытых площадках, так как для его перекачки на компрессорной станции требуются специальные мощные насосы. Широкое применение в газомотокомпрессорах нашло масло МГД-14м (табл. 3.8), разработанное взамен масла МС-20. Масло МГД-14М (ТУ 38.101930-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит специальную композицию присадок. Предназначено для смазывания двигателей и компрессорной части газомотокомпрессоров типов 8ГК, 8ГКМ, ЮГКМ, ЮГКН и аналогичных им агрегатов, работающих на природном газе. Это масло применимо и в циркуляционной, и в лубрикаторной смазочных системах газомотокомпрессоров. Масла для ГПА с приводом от конвертированных авиационных или судовых ГТД Все большее распространение получают ГПА, в которых в Качестве приводов используются конвертированные авиационные или <sr»-- <3 МДСПД ДПЯ ДВИДиНОНИЫХ ДВМГАТЕПЕЙ
судовые газотурбинные двигатели, имеющие одну общую особенносты каждый такой привод состоит из двух отдельных модулей. Первый модуль, предстаатяющий собственно модификацию базового двигателя, называют газогенераторо.м. Второй модуль - свободная (или силовая) турбина (СТ), приводящая во вращение нагнетатель ГПА. Выбор того или иного сорта масла для ГТД определяется тепло-напряженностью элементов его конструкции, контактирующих с маслом. Применяемое масло должно иметь достаточную термическую и термоокислительную стабильность. Оно не должно разлагаться (с испарением легких фракций и выпадением из него смолистых веществ) при контакте с наиболее нагретыми стенками масляных полостей привода через уплотнения вращающихся валов. Масла, применяемые для смазывания ГТД, должны отвечать таким же требованиям, как и масла для авиационных турбореактивных двигателей. Среди нефтяных масел наиболее широкое применение получили авиационное масло МС-8п (см. табл. 3.2), МС-8гп и масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-70. Применяют также рабоче-консервационмое масло МС-8рк (см. табл. 3.2). Масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-79 рекомендовано для использования в некоторых ГПА, разработанных на базе судовых газовых турбин. Его изготовляют на основе трансфор- ляторного масла из сернистых или малосернистых нефтей с Добав-Дмем антиокислительной и противоизносной присадок (табл. 3.9). Масло МС-8ГП (ТУ 0258-003-4006542-97) разработано на базе „а МС-8п, но технология получения базового компонента, температура застывания которого -45 °С (в отличие от -55 °С для масла МС-8п), более простая; комплекс присадок сохранился прежним. Масло МС-8гп предназначено для использования только й газотурбинных двигателях ГПА. Дяя смазывания теплонапряженных перспективных двигателей типа НК-36СТ, АЛ-31СТ предназначены высококачественное масло Петрим по ТУ 38.401939-92 (табл. 3.10) и углеводородное масло ИПМ-ЮпоТУ 38.1011299-90 (см. табл. 3.3). Наличие нескольких сортов масел для смазывания нагнетателей и приводов с авиационными и судовыми двигателями в составе ГПА создает технические сложности при эксплуатации и экономически не эффективно. Создание и применение унифицированного масла позволит улучшить обеспечение и обслуживание ГПА, решит ряд экономических вопросов, повысит надежность работы КС. Как универсальное можно рассматривать масло Эридан (см. табл. 3.10) для смазывания ГТД и трансмиссии самолетов и вертолетов. 3.9. Физико-химические свойства масла для судовых газовых турбин Показатели Кинематическая вязкость, мм7с, при температуре: 50 "С 20 °С, не более Индекс вязкости, не менее Кислотное число, мг КОН/г, не более Зольность, %, не более Температура, "С: вспышки в закрытом тигле, не ниже застывания, не выше Стабильность против окисления (170 °С, 50 ч): массовая доля осадка после окисления, %, не более кислотное число окисленного масла, мг КОН/г, не более Содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды Натровая проба, оптическая плотность (кювета 10 мм), не более Прозрачность масла без присадки при 5 °С Цвет, ед. ЦНТ, не более Плотность при 20 "С, кг/м\ не более Нормы по гост 10289-79 7,0-9,6 30 0,02 0,005 135 -45 0,20 0,65 Отсутствие 2 Прозрачное 1,5 905 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||