Демонтаж бетона: rezkabetona.su

Главная  Переработка нефти и газа 

Скачать эту книгу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97


МАСПА аПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПЕЙ

3.7. Характеристика масел для осевых шарниров втулок винтов вертолетов

Показатели

ВНИИНП-25

ВО-12

Кинематическая вязкость, ммс, при температуре:

100 С, не менее

-30 "С, не более

13500

15000

Кислотное число, мг КОН/г, не более

0,08

0,08

Температура, "С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

застывания, не выше

Содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических

Отсутствие

примесей

Индекс вязкости, не менее

Массовая доля золы, %, не более

0,005

0,005

Трибологические характеристики на ЧШМТ при (20±5) °С:

критическая нагрузка, Н, не менее

показатель износа при осевой нагрузке 196 Н, не более

Масло ВНИИНП-25-шарнирное (ГОСТ 11122-84) - нефтяное низкозастываютее масло (зимний сорт), загущенное полимерной присадкой, содержит антиокислительную присадку (табл. 3.7). В настояп1ее время не производится.

Масло ВО-12 (ТУ РМ-80-4-95) - всесезонное масло (табл. 3.7) для осевых шарниров втулок винтов вертолетов. Разработано взамен масла ВНИИНП-25. Работоспособно при температуре от +60 до -50 °С. Представляет собой смесь синтетического углеводородного и диэфирного масел с комплексом присадок.

Масла для газоперекачивающих агрегатов

Газоперекачивающие агрегаты (ГПА), устанавливаемые на компрессорных станциях (КС) различного назначения, предназначены для компримирования природного газа с целью его транспортирования по магистральным газопроводам при температуре окружающей среды от -55 до +45 °С.

ГПА различают по типу привода компрессоров (нагнетателей): газотурбинные с приводом центробежных нагнетателей от стационарных газотурбинных установок (ГТУ) или от конвертированных транспортных (авиационных и судовых) газотурбинных двигателей (ГТД);

МАСЛА для ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ

электроприводные (ЭГПА) с приводом центробежных нагнетателей от электродвигателей;

поршневые (газомотокомпрессоры), в которых поршневой компрессор выполнен как одно целое с газовым двигателем.

Масляные системы предназначены обеспечивать смазывание подшипников и других пар трения, охлаждение узлов газоперекачивающих установок (ГПУ), уплотнение вала нагнетателя, работу систем регулирования и защиты, а также:

надежную работу на всех режимах - включение, пуск и аварийная остановка при изменяющихся внешних температурных условиях;

охлаждение масла с минимальными затратами мощности на его прокачку;

пожарную безопасность;

отделение от масла газов, механических примесей и воды;

исключение образования в системе воздушных пробок;

прогрев масла при запуске (или при нахождении агрегата в «горячем резерве»);

запас масла, достаточный для пробега между нагнетательными перепадами заправки;

минимальные расходы (потери) масла в процессе эксплуатации;

достаточную прочность и вибростойкость элементов системы, герметичность соединения; простоту обслуживания.

Масла для ГПА со стационарными ГТУ и электроприводами

В ГПА такого типа широко используют турбинные масла для смазывания и охлаждения подшипников скольжения нагнетателя, стационарных ГПУ, электродвигателей, зубчатых муфт, торсионного вала, а также лля обеспечения постоянного превышения давления масла по сравнению с давлением газа на всех режимах работы афегата с целью исключения прорыва газа из нагнетателя в контейнер турбоагрегата.

Масло в нагнетателе выполняет две функции: I) смазывает (и охлаждает) опорные и упорные подшипники ротора;

12 - 1890



МАСПА АПЯ АВПАЦПОННЫХ АВПГАТЕПей

2) уплотняет радиальные зазоры между ротором и статором нагнетателя для ограничения утечек газа в атмосферу.

В современных турбоагрегатах масла работают при повь1и1енных температурах в циркуляционных системах, где к маслу имеется свободный доступ воздуха, а кроме того возможно попадание воды В связи с этим качество газотурбинных масел определяют такие показатели, как стабильность против окисления, склонность к эмульгированию и вспениванию, способность защищать металлические поверхности от коррозии.

Одна из наиболее важных эксплуатационных характеристик газотурбинных масел - стабильность против окисления и способность сохранять ее в условиях длительной эксплуатации в широком интервале температур. От этого зависит работоспособность масла и срок его службы.

Для смазывания нагнетателей применяют взаимозаменяемые масла Тп-22с и Тп-22Б.

Основные физико-химические свойства турбинных масел описаны в гл. 5.

Масла для газомотокомпрессорных ГПА

Газомоторный компрессор (ГМК) представляет собой агрегат, состоящий из поршневого газового двигателя (силовой части) и поршневого компрессора, соединенных между собой общим коленчатым валом и рамой.

Смазочная система двигателей ГМК необходима для уменьшения сил трения и износа поверхностей, а также для отвода тепла, выделяющегося при трении, для охлаждения силовых поршней, удаления металлических и неметаллических частиц из зазоров, создания максимальной герметичности между поршнем и цилиндром, в сальниковых уплотнениях и других узлах агрегата (при нормальных зазорах).

К маслу, предназначенному для газовых двигателей, предъявляют следующие требования;

высокая стабильность, обеспечивающая длительную работу масла без замены;

отсутствие золы, вызывающей перебои в работе запальных свечей, приводящей к калильному зажиганию, задиру цилиндровых втулок и забиванию продувочных окон;

МАСЛА ДЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ

хорошие противоизносные свойства, обеспечивающие ;г1итель-ную работу двигателя до ремонта;

высокие моюпше свойства, устраняющие отложение лака и нагара на деталях двигателя.

Температура вспьппки масла, применяемого для компрессоров, должна быть на 20-50 °С выше температуры нагнетания.

В поршневых компрессорах смазочное масло находится в прямом соприкосновении со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Основным эксплуатационным свойством масел, влияющим на долговечную, эффективную и безопасную работу комрес-соров, является их стабильность и способность предотвращать или сводить к минимуму коксообразные отложения в нагнетательных линиях компрессоров. Причиной пожаров, возникающих в смазываемых маслом компрессорах, обычно является образование твердых продуктов распада и уплотнение масла при его эксплуатации.

Наиболее оптимальным, удовлетворяюцщм требованиям к смазке газомотокомпрессоров, является масло МС-20 (см. табл. 3.1).

Масло МС-20 - остаточное, селективной очистки, вырабатывается из малосернистых парафиновых и беспарафиповых нефтей. Характеризуется высокой вязкостью, хорошими смазывающими свойствами, отличной адгезией, температурой вспышки вып1е 265 °С, но недостаточными низкотемпературными свойствами, что исключает его хранение в зимних условиях Севера и Сибири на открытых площадках, так как для его перекачки на компрессорной станции требуются специальные мощные насосы.

Широкое применение в газомотокомпрессорах нашло масло МГД-14м (табл. 3.8), разработанное взамен масла МС-20.

Масло МГД-14М (ТУ 38.101930-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит специальную композицию присадок. Предназначено для смазывания двигателей и компрессорной части газомотокомпрессоров типов 8ГК, 8ГКМ, ЮГКМ, ЮГКН и аналогичных им агрегатов, работающих на природном газе. Это масло применимо и в циркуляционной, и в лубрикаторной смазочных системах газомотокомпрессоров.

Масла для ГПА с приводом от конвертированных авиационных или судовых ГТД

Все большее распространение получают ГПА, в которых в Качестве приводов используются конвертированные авиационные или



<sr»--

<3 МДСПД ДПЯ ДВИДиНОНИЫХ ДВМГАТЕПЕЙ

3.8. Физико-химические свойства масла МГД-14м

Показатели

МГД-Им

Кинематическая вязкость, мм7с, при 100 °С

13,5-15,5

Индекс вязкости, не менее

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

Зольность сульфатная, %

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м, не более

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

застывания, не выше

Массовая доля, %:

механических примесей, не более

0,015

воды

Следы

Цвет (разбавление 15:85), ед. ЦНТ, не более

Степень чистогы, мг/100 г, не более

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования, ч, не менее

судовые газотурбинные двигатели, имеющие одну общую особенносты каждый такой привод состоит из двух отдельных модулей.

Первый модуль, предстаатяющий собственно модификацию базового двигателя, называют газогенераторо.м. Второй модуль - свободная (или силовая) турбина (СТ), приводящая во вращение нагнетатель ГПА.

Выбор того или иного сорта масла для ГТД определяется тепло-напряженностью элементов его конструкции, контактирующих с маслом.

Применяемое масло должно иметь достаточную термическую и термоокислительную стабильность. Оно не должно разлагаться (с испарением легких фракций и выпадением из него смолистых веществ) при контакте с наиболее нагретыми стенками масляных полостей привода через уплотнения вращающихся валов.

Масла, применяемые для смазывания ГТД, должны отвечать таким же требованиям, как и масла для авиационных турбореактивных двигателей.

Среди нефтяных масел наиболее широкое применение получили авиационное масло МС-8п (см. табл. 3.2), МС-8гп и масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-70. Применяют также рабоче-консервационмое масло МС-8рк (см. табл. 3.2).

Масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289-79 рекомендовано для использования в некоторых ГПА, разработанных на базе судовых газовых турбин. Его изготовляют на основе трансфор-

ляторного масла из сернистых или малосернистых нефтей с Добав-Дмем антиокислительной и противоизносной присадок (табл. 3.9).

Масло МС-8ГП (ТУ 0258-003-4006542-97) разработано на базе „а МС-8п, но технология получения базового компонента, температура застывания которого -45 °С (в отличие от -55 °С для масла МС-8п), более простая; комплекс присадок сохранился прежним. Масло МС-8гп предназначено для использования только й газотурбинных двигателях ГПА.

Дяя смазывания теплонапряженных перспективных двигателей типа НК-36СТ, АЛ-31СТ предназначены высококачественное масло Петрим по ТУ 38.401939-92 (табл. 3.10) и углеводородное масло ИПМ-ЮпоТУ 38.1011299-90 (см. табл. 3.3).

Наличие нескольких сортов масел для смазывания нагнетателей и приводов с авиационными и судовыми двигателями в составе ГПА создает технические сложности при эксплуатации и экономически не эффективно. Создание и применение унифицированного масла позволит улучшить обеспечение и обслуживание ГПА, решит ряд экономических вопросов, повысит надежность работы КС. Как универсальное можно рассматривать масло Эридан (см. табл. 3.10) для смазывания ГТД и трансмиссии самолетов и вертолетов.

3.9. Физико-химические свойства масла для судовых газовых турбин

Показатели

Кинематическая вязкость, мм7с, при температуре: 50 "С

20 °С, не более

Индекс вязкости, не менее

Кислотное число, мг КОН/г, не более

Зольность, %, не более

Температура, "С: вспышки в закрытом тигле, не ниже застывания, не выше

Стабильность против окисления (170 °С, 50 ч): массовая доля осадка после окисления, %, не более кислотное число окисленного масла, мг КОН/г, не более

Содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических

примесей и воды

Натровая проба, оптическая плотность (кювета 10 мм), не более Прозрачность масла без присадки при 5 °С Цвет, ед. ЦНТ, не более Плотность при 20 "С, кг/м\ не более

Нормы по гост 10289-79

7,0-9,6 30

0,02

0,005

135 -45

0,20 0,65

Отсутствие 2

Прозрачное 1,5 905




0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97



Яндекс.Метрика