Главная Переработка нефти и газа пнауарпАльныЕ масла По назначению индустриальные масла делят на 4 группы (табл. 6.1), по уровню эксплуатационных свойств - на 5 подгрупп (табд 6.2) и в зависимости от кинематической вязкости при 40 °С - на 18 классов (табл. 6.3). Деление масел по назначению соответствует ISO 3498-79 и ISO 6743/0-81, а по вязкости - ISO 3448-75. Пример обозначения индустриального масла: И-Г-С-32 - индустриальное масло (И) фуппы Г, подфуппы С, класса вязкости 32. Внедрение ГОСТ 17479.4-87 способствует унификации существующего ассортимента индустриальных масел. Соответствие обозначений индустриальных масел по указанному стандарту обозначениям, принятым в нормативной документации, и фуппам по назначению классификации ISO 6743/0-81 приведено в табл. 6.1 и 6.4. 6.1. Группы индустриальных масел по назначению
6.2. Подгруппы индустриальных масел для машин и механизмов промышленного оборудования по эксплуатационным саойствам Подгруппа Состав, условия эксплуатации и рекомендуемая область применения Масла без присадок; по условиям работы оборудования не предъявляются особые требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел Масла с антиокислительными и антикоррозионными присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным и антикоррозионным свойствам масел Масла типа В с противоиэносными присадками для оборудования, где имеются антифрикционные сплавы цветных металлов и условия работы которых предъявляют повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным и противоизносньм свойствам масел Масла типа С с противозадирными присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным, антикоррозионным, противоизносным и противозадирным свойствам масел Масла типа Д с противоскачковыми присадками; по условиям работы оборудования предъявляются повышенные требования к антиокислительным, адгезионным, противоизносным, противозадирным и противоскачковым свойствам масел СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЙ 6.3. Классы вязкости индустриальных масел по ISO 3448-75
6.4. Соответствие обозначений индустриальных масел по ГОСТ 17479.4-87 обозначениям, принятым в нормативной документации (НД)
6.4. Соответствие обозначений индустриальных масел по ГОСТ 17479.4-87 обозначениям, принятым в нормативной документации (НД) (продолжение)
Свойства масел Назначение индустриальных масел - обеспечить снижение трения и износа деталей .металлорежущих станков, прессов, прокатных станов и другого промышленного оборудования. Одновременно индустриальные .масла должны отводить тепло от узлов трения, защищать детали от коррозии, очищать поверхности трения от загрязнения, быть уплотняющим средством, не .аопускать образования пены при контакте с воздухом, предотвращать образование стой- ких эмульсий с водой или быть способными эмульгировать, хорошо фильтроваться через фильтрующие элементы, быть нетоксичными, не иметь неприятного запаха и т.д. В условиях применения смазочные масла подвергаются воздействию высоких температур и давлений, контактируют с различными металлами, воздухом, водой и различными агрессивными средами. Поэтому в период эксплуатации они окисляются - повышается вязкость, кислотное число, коррозионная активность, засоряются продуктами износа - усиливается абразивный износ, ухудшается фильтрование, появляются продукты деструкции - понижается вязкость, температура вспышки, появляется вода и др. Ниже приведены основные нормируемые .аля индустриальных масел показатели качества. Плотность непосредственно связана с такими важными свойствами, как вязкость и сжимаемость. Она cyniec-венно влияет на передаваемую гидропередачей мощность и определяет запас энергии в масле при его циркуляции. Пример{ение масел высокой плотности позволяет существенно уменьшить размеры гидропередачи при той же мощности. При повышении давления плотность масел возрастает вследствие их сжимаемости: Давление, МПа...........................................0,1 35 105 140 Плотность, кг/м-....................................... 885 895 920 930 Вязкость - одно из важных свойств, имеющих эксплуатационное значение, общее для большинства масел. При гидродинамических расчетах, связанных с конструированием у:$лов трения и подбором для них масла, обычно используют кинематическую вязкость. Ее обя,зательно нормируют для всех нефтяных масел. Длительное время кинематическая вязкость иршустриальных масел определялась при температурах 50 и 100 °С. В настояшее время принятой по ктас-сификации ISO 3448-75 является температура 40 °С (вместо 50 °С). При выборе масла следует учитывать три критических значения вязкости: оптимальное при нормальной рабочей температуре, минимальное при максимальной рабочей температуре и максимальное при самой низкой температуре. Вязкость масла в значительной степени зависит от давления. Это имеет особое значение при смазывании механизмов, работающих с большими удельными нагрузками и высоким давлением в узлах Трения, что должно учитываться при конструировании и расчетах механизмов. Требуемый уровень вязкости в рабочих условиях положительно сказывается на смазывающих свойствах масла: между поверхностями трения создается прочный смазочный слой. Зависимость вязкости от давления выражается уравнением: где и Г1, - динамическая вязкость при давлении р и атмосферном давлении соответственно, Пас; е - основание натурального логарифма; а, - пьезокоэффициент вязкости, Пас (для нефтяных масел находится в пределах 0,001-0,004). При высоком давлении вязкость может возрасти настолько, что масло потеряет свойства жидкости и превратится в квазипластичное тело. При давлении более 10 Па нефтяное масло превращается в твердое тело. При снятии нагрузки первоначальная вязкость восстанавливается. Вязкость масел при всех температурах с увеличением давления растет неодинаково и тем значительнее, чем выще давление и ниже температура. Индекс вязкости характеризует вязкостно-температурные свойства масел. Для перевода одних единиц вязкости в другие, для расчета вязкости смеси смазочных масел и для расчета изменения вязкости от температуры или определения индекса вязкости масел следует пользоваться соответствующими формулами, номограммами, таблицами и графиками. Индекс вязкости 85 и вьппе указывает на хорошие вязкостно-температурные свойства. Для гидравлических систем современного оборудования необходимы масла с индексом вязкости более 100 и загущенные масла с индексом вязкости 110-200. Этот показатель особенно важен для масел, применяемых в условиях, когда при изменении рабочих температур недопустимо даже незначительное изменение вязкости (например, для гидравлических систем, высокоскоростных механизмов, для гидродинамических направляющих скольжения и др.). Как правило, индустриальные масла эксплуатируются при сравнительно низких температурах (50-60 °С), поэтому в соответствии с ГОСТ 4.24-84 нормирование индекса вязкости не обязательно. гост 25371-82 устанавливает два метода расчета индекса вязкости (ИВ) смазочных масел по кинематической вязкости при 40 и 100 °С, там же приведены формулы и таблицы лля определения ИВ. Температура застывания определяется в статических условиях (в пробирке) и не характеризует надежно подвижность масла при низкой температуре в условиях эксплуатации. Характеристикой подвижности масел при низкой температуре служит вязкость при соответствующей температуре, верхний предел которой зависит от условий эксплуатации и конструкции механизмов. Применение присадок позволяет снизить температуру застывания масел. Данные по температуре застывания масел необходимы при проведении нефтескладских операций (слив, натив, хранение). Температура вспышки - температура, при которой пары масла образуют с воздухом смесь, воспламеняющуюся при поднесении к ней пламени. Характеризует огнеопасность масла и указывает на наличие в нем низкокипящих фракций. Ее определяют в приборах открытого и закрытого типа. В открытом приборе температура вспышки нефтяных масел на 20-25 °С выше, чем в закрытом. Зольность - количество неорганических примесей, остающихся от сжигания навески масла, выраженное в процентах к массе масла. Высокая зольность масел без присадок указывает на недостаточную их очистку, т. е. на наличие в них различных солей и несгораемых механических примесей, и содержание зольных присадок в легированных маслах. Обычно зольность масел составляет 0,002-0,4 % (масс). Содержание механических примесей, воды, селективных растворителей и водорастворимых кислот и щелочей. По этим показателям контролируют качество масел при их производстве, а также при определении их срока службы для оценки пригодности его для дальнейшего применения (отсутствие или определенная норма в маслах загрязнений и веществ, агрессивных по отношению к металлическим поверхностям). Цвет - показатель степени очистки и происхождения нефтяных масел. Некоторые присадки, вводимые в масла, ухудшают их цвет. Изменение цвета масел в процессе эксплуатации косвенно характеризует степень их окисления или загрязнения. Кислотное число также характеризует степень очистки нефтяных масел (без присадок) и отчасти их стабильность в процессе эксплуатации и хранения. В присутствии присадок увеличивается кислотное число и в то же время повышается стабильность масел при длительной эксплуатации и хранении. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||