Главная Переработка нефти и газа ; ТВЕРДЫЕ НЕФТЕПРОАУКТЫ 13.13. Характеристики заливочных и прошпарочных композиций
Предназначен для скрепления и герметизации редко разбираемых соединений вакуумных установок, Прошпарочные и заливочные массы для кабелей связи (ТУ 38.101329-78) представляют собой композиции нефтяных парафинов, индустриального масла и канифоли с добавками или без добавок пчелиного воска и низкомолекулярного полиизобутилена. Применяют при монтаже кабелей связи (телефон, телеграф, радио). В зависимости от применения устанавливаются две марки: МКП и МКС-6. Масса МКП предназначена для прошпарки бумажной изоляции жил, ее при.меняют при монтаже или исправлении повреждений кабеля связи. Масса МКС-6 предназначена для заливки газонепроницаемых муфт на кабелях с кордельно-бумажной, воздушно-бумажной и хлопчатобумажной изоляцией. Защитные восковые составы Защитные восковые составы (табл. 13.14) применяют для запшты изделий машиностроения от коррозии, атмосферных и других воздействий. воски, ВОСКОВЫЕ композиции и СОСТАВЫ I 13.14. Характеристики защитных восковых составов
Предохранительный состав ПП 95/5 (ГОСТ 4113-80) представляет собой композицию петролатума с парафином. Предназначен для защиты изделий машиностроения от коррозии. Защитный восковой состав ПЭВ-74 (ТУ 38.101 103-77) - дисперсия церезина в нефтяном растворителе. Предназначен для защиты от атмосферных воздействий лакокрасочных покрытий автомобилей при их транспортировании и безгаражном хранении. Флегматизаторный состав СФ-ЛП (ТУ 38.101 1046-85) - композиция нефтяного церезина с парафином и полимерными добавками. Предназначен для изготовления пластинчатых флегматизаторов в диапазоне температур -50...+50 °С. Водно-восковые составы Получают диспергированием расплава восков в водном растворе поверхностно-активных веществ (ПАВ) - эмульгаторов воска и стабилизаторов дисперсий. Водно-восковая дисперсия ВВД-2М (ТУ 38.101676-82) -дисперсия парафина в водном растворе (табл. 13.15). Предназначена для применения в качестве пластификатора, лубриканта и связки шихты корундовой керамики, используемой для изготовления автотракторных запальных свечей. Водно-восковой ингибированный состав ИВВС-706М (ТУ 38.1011 165-88) представляет собой дисперсию нефтяного воска с добавками ингибиторов коррозии в водном растворе ПАВ (табл. 13.15). Предназначен для временной консервации от атмосферной коррозии сельскохозяйственных машин, их узлов, деталей, дгтя зашиты оборудования и машин, работающих в агрессивных средах животноводческих помещений, дождевальных и поливных машин. 13.15. Характеристики водно-восковой дисперсии ВВД-2М и
Нефтяные битумы Битум с давних пор является одним из наиболее известных и важных строительных материалов. Благодаря своим адгезионным и гидрофобным свойствам он находит широкое применение в дорожном строительстве, изготовлении кровельных материалов, при строительстве фундаментов зданий и сооружений, прокладке трубопроводов. Битум представляет собой чрезвычайно сложную смесь углеводородов и гстероорганических соединений разнообразного строения, в основном не выкипающую при температурах перегонки нефти. Идентификация всех составляющих битум соединений невозможна. Но для решения многих задач оказывается достаточным определить содержание отдельных классов или групп веществ. Общепризнанным является разделение веществ по их отношению к растворителям и адсорбентам. В соответствии с этим битум состоит из асфальтенов - соединений, нерастворимых в алканах С-С,, смол - соединений, растворимых в алканах и десорбируемых с поверхности силикагеля бензолом или его смесью со спиртом, но не десорбируемых алканами, и масел - соединений, растворимых в алканах и десорбируемых указанными элюентами. Среди масел различают соединения парафиновой, нафтеновой и ароматической основы. Групповой состав битума предопределяет его коллоидную структуру и реологическое поведение и тем самым - технические свойства, которые характеризуются условными показателями качества, определяемыми в стандартных условиях. Среди этих показателей важнейшие: пенетрация (глубина проникания иглы в битум), температуры размягчения и хрупкости, дуктильность (растяжимость) - способность битума растягиваться в нить. Некоторые показатели определяют как для исходного битума, так и для битума после профева, который имитирует процесс старения. Стандартами задаются определенные значения показателей качества, что отражает оптимальный состав битума. Этот состав может быть различным для разных областей применения битумов. Задачей технологии производства битумов является правильный выбор исходной нефти и процессов переработки. Для производства окисленных дорожных битумов БашНИИНП предложено классифицировать нефти по содержанию ( %, мае. доля) в них асфальтенов (А), смол (С) и твердых парафинов (П). Нефть считается пригодной, если выполняется условие ТВЕРаЫЕ НЕФТЕПРОАУКТЫ А + С - 2,5П > О при А + О 6. Предюжена также к/пассификационная зависимость, основанная на содержании ( %, мае. доля) в нефти обшей серы (S) и твердых парафинов и позволяющая не только судить о пригодности нефти для производства дорожных битумов окислением остатка перегонки, но и определять требования к остатку - к температуре (г, °С) начала кипения остатка по ИТК нефти: г = 520е"""s при 350 °С < ? < 500 °С и П > 1 %. Малосернистые высокопарафинистые нефти не соответствуют этим условиям, и потому никакие гудроны этих нефтей не могут дать качественных окисленных битумов. При П < 1 требования к глубине перегонки снижаются, и битумы Moiyr быть получены даже из нефтей, практически не содержащих серы. Вакуумную перегонку мазута используют для получения остаточных битумов или гудрона для последующего окисления воздухом с целью производства окисленных битумов. В процессе деасфальтизации гудрона пропаном получают осажденные битумы, которые могут использоваться как товарный продукт, так и в качестве сырья атя последующего окисления. С углублением перегонки возрастает содержание в остатке асфа.-1ьтенов и смол и уменьшается содержание масел. В процессе деасфальтизации в асфальте-битуме концентрируются смолисто-асфальтеновые вещества. При этом в масляной части асфальта увеличивается доля ароматических структур. Процесс окисления характеризуется переходом легких ароматических соединений в тяжелые и далее - в смолы и асфальтены. Увеличение отношения асфальтены : смолы в битуме и уменьшение доли ароматических соединений в масляной части битума приводит к повышению температуры размягчения, увеличению пенетрации при О °С и уменьшению дуктильности при 25 °С - для битумов с одинаковой пенетрацией при 25 °С. С учетом изложенного и общих задач переработки конкретной нефти производят окисленные, остаточные или осажденные битумы. Используется и компаундирование компонентов сырья и битумов. Отечественной промышленностью вырабатывается широкий ассортимент битумов: дорожных, строительных (индустриальных) и специальных высокоплавких. НЕФТЯНЫЕ БИТУМЫ 7 Дорожные битумы разделяют на вязкие и жидкие. Вязкие битумы используют в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий. Основное количество таких битумов вырабатьшается в России в соответствии с ГОСТ 22245-90, требования которого приведены в табл. 13.16. В соответствии с ГОСТ 22245-90 вырабатываются вязкие битумы двух типов: БНД и БН. Все битумы маркируются по пенетрации при 25 °С. При равной пенетрации при 25 °С битумы БНД имеют более высокую температуру размягчения, более низкую температуру хрупкости и большие значения пенетрации при О °С, чем битумы БН. В то же время для битумов БНД устанавливаются требования по дуктильности при О °С, а требования по дуктильности при 25 °С менее строгие в сравнении с битумами БН. Требования к тер.мостабильности битумов БНД более жесткие. Рекомендации по применению зависят от типа битумов и их пенетрации при 25 °С. В первой дорожно-климатической зоне при среднемесячной температуре наиболее холодного времени года не выше -20 °С рекомендуется использовать битумы БНД 200/300, БНД 130/ 200, БНД 90/130; во второй и третьей зонах при температуре в пределах -10...-20 °С - битумы БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90; во второй, третьей и четвертой зонах при температуре - 5...-10 °С - битумы БН 200/300, БН 130/200, БН 90/130, БНД 130/ 200, БНД 90/130, БНД 60/90, БНД 40/60; в четвертой и пятой климатических зонах при температуре не ниже +5 °С - биту.мы БН 90/ 130, БН 60/90, БНД 90/130. БНД 60/90, БНД 40/60. Некоторое количество вязких битумов вырабатывается на отдельных заводах по техническим условиям, носящим часто конъюнктурный характер. Однако битумы, вырабатываемые по ТУ 38.1011356-91 (табл. 13.17) пользуются больишм спросом инофирм для строительства ответственных объектов как в России, так и за рубежом. В то же время на российском внутреннем рынке предлагаются и пользуются спросом импортные битумы, вырабатываемые по спецификации Neste (табл. 13.18). Жидкие битумы предназначены дяя удлинения сезона дорожного строительства. В соответствии с ГОСТ 11955-82 их получают смешением вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями - разжижитслями. После укладки покрытия разжижитель постепенно испаряется. Применение жидких дорожных битумов не соответствует современным 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||