Главная Переработка нефти и газа магистральных насосов, которые не имеют мировых аналогов и будут способствовать снижению металлоемкости и улучшению показателей надежности магистрального транспорта нефти. Привлечение к решению этих вопросов предприятий оборонной промышленности позволит использовать прогрессивные технические решения при создании нового и совершенствовании существующего оборудования НПС. Агрегатная и станционная автоматика не обеспечивает достаточно надежной защиты насосов и другого оборудования НПС от аварийных ситуаций, не обладает необходимой информативностью для контроля текущего состояния изделий. Часть оборудования НПС практически работают до наступления отказа, не имеют четкого регламента по техническому обслуживанию, ремонту и оценке технического состояния. Отсутствие необходимого метрологического обеспечения не позволяет достоверно оценивать экономичность работы насосных агрегатов и эффективность системы энергоснабжения, допускает ложное срабатывание системы автоматики и управления технологическим режимом перекачки. Учитывая длительный срок службы и моральное старение используемого оборудования, большую его металлоемкость и недостаточную ремонтопригодность, более низкие экономические показатели из-за неоптимальности проточной части и рабочих колес, особенно на режимах недогрузки, все более снижающиеся показатели безопасности при их эксплуатации, целесообразно при планировании модернизации НПС и перевооружения объектов магистрального транспорта ориентироваться на вновь создаваемые технические средства и технологии эксплуатации оборудования. Применительно к существующей номенклатуре насосов, необходимо существенно поднять качество их изготовления с оснащением предприятий современным оборудованием, повышением требований к сборке и осуществлению 100%-ного контроля выпускаемой продукции по основным параметрам. С учетом опыта создания насосов повышенной надежности подачей 1250, 2500 и 3600 м3/ч провести доработку остальных типоразмеров насосов типа НМ с разработкой и освоением в производстве для всей номенклатуры насосов рабочих колес повышенной экономичности (с КПД на 2+4 % больше паспортных). В насосах необходимо учесть передовой опыт применения износостойких деталей, новых типов подшипников, уплотнений, муфт и др. Следует повысить надежность электродвигателей насосных агрегатов, особенно иодиорных насосов, для которых электродвигатели выиускаются Тирасиольским электромеханическим заводом. Межремонтный ресурс электродвигателей и насосов следует довести до 10-12 тыс. ч, ограничить снижение КПД насоса величиной 0,5+1 % ио мере его наработки в иределах межремонтного ресурса. Показатели надежности насосов и другого оборудования НПС должны обесиечить эксилуатацию станции без иостоянного ирисутствия на ней иерсонала в иериоды между ироведением работ ио обслуживанию, ремонту или иусконаладке. Персиективным наиравлением являются работы ио созданию насосов со встроенными вовнутрь иодшииниковыми оио-рами, конструкция которых иозволяет снизить металлоемкость, уменьшить динамические нагрузки на ротор и оиоры, возникающие ири длинном вале, отказаться от маслосистемы, снизить иожарооиасность на станции, отказаться от иолевого торцевого уилотнения. Работы ио совершенствованию насосов, его деталей, узлов и системы, разработке рабочих колес со сложным иространст-венным ирофилированием ириведут к увеличению межремонтного ресурса до 12+14 тыс. ч, росту КПД на 2-4 %, снижению отказов. На ряде нефтеироводов за рубежом исиользуются иолнона-иорные высокооборотные регулируемые ио частоте вращения насосы. Их установка на НПС ио иараллельной схеме обвязки сиособствует более гибкому и экономичному регулированию иараметров иерекачки, снижает динамические нагрузки ири иуске и остановке насоса, значительно уирощает комионовку НПС, размеры здания насосной и технологической обвязки. Решение этой ироблемы ириведет к сокращению общего числа тииоразмеров магистральных насосов. Для трубоироводов, требующих частого регулирования режимов иерекачки, иерсиективным является регулируемый ио оборотам насосный агрегат в иределах частоты вращения ротора до 3000 об/мин на базе электроиривода с тиристорным иреобразователем частоты тока или гидромуфтой. В настоящее время ири добыче нефти сжигается более 15 млрд. м3 иоиутного газа, и его иромышленное исиользова-ние в качестве тоилива газотурбинного иривода иолнонаиор-ных регулируемых ио оборотам насосов иомогло бы решить доиолнительно многие ироблемы ио строительству и вводу в строй НПС в районах Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока, шельфов морей и других, где отсутствует или слабо развито централизованное энергоснабжение. Помимо попутного газа, в аварийных или других особых случаях, газотурбинный привод может работать на нефти. При газотурбинном приводе, помимо основных приведенных достоинств регулируемого привода, отпадает необходимость в строительстве ЛЭП, что особенно важно при транспортировании нефти из отдаленных неэлектрифицированных труднодоступных районов. Особо следует обратить внимание, что наряду со значительной экономией энергоресурсов при использовании в качестве топлива турбины попутного газа, который, как правило, сжигается на факелах, решаются многие экологические проблемы. Важное значение приобретает текущий контроль параметров насосов и другого оборудования НПС, особенно таких, которые определяют техническое состояние объектов и позволяют оценивать потребляемую мощность и КПД. Такая автоматизированная система должна функционировать совместно с системой автоматики и подлежит внедрению на всех НПС. Обеспечение замера основных параметров НА (подача, напор, мощность) и оценки их КПД, позволит определять причины снижения КПД и напора в начальный период эксплуатации и по мере наработки и устранять их при ремонтах. Снижению эксплуатационных затрат будут содействовать работы по созданию новой стратегии ТОР по состоянию на базе технической диагностики. Важность данной проблемы можно пояснить тем, что около половины всех отказов происходит в первые 100-300 ч работы после ремонта. Большая интенсивность потока отказов в этот период говорит также о возможных резервах повышения надежности за счет применения при техническом обслуживании и ремонте методов и средств технической диагностики. Методологический подход к решению указанных проблем, направленных на оптимизацию конструкции насосов, совершенствование их эксплуатации и ремонта, обеспечение безопасности функционирования опасного производственного объекта (каким является НПС), представлен в разделах настоящей книги. Авторы выражают глубокую благодарность сотрудникам ИПТЭР, которые принимали участие в сборе и подготовке материалов по отдельным разделам книги: Л.И. Алениной, В.В. Баженову, А.И. Белову, И.С. Беркутову, Р.Р. Битаевой, Т.Н. Вишневской, Т.Д. Воробьевой, В.А. Гараевой, В.И. Еро-нену, Л.Г. Колпакову, З.Х. Павловой, Ш.И. Рахматуллину, М.К. Сулейманову, А.В. Чибиревой, а также Н. А. Ивановой и Н.А. Барановой, внесшими большой вклад в оформление. 0 [ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 |
||