Главная Переработка нефти и газа Иаиболее распространенные отказы электродвигателей вызваны нарушением изоляции обмоток. Причинами отказов электродвигателей из-за нарушения изоляции обмоток являются: рост механических напряжений в изоляции при частых пусках; несинусоидальность питающего напряжения при работе полупроводниковых преобразователей (нелинейных элементов в цепи статора и ротора); тепловые удары, возникающие в тяжелых переходных режимах пуска, ресинхронизации и самозапуска; воздействие электромагнитных сил, приводящих к вибрациям обмоток при нарушениях режимов работы энергооборудования. При этом чаще всего происходит нарушение электрической изоляции лобовых частей обмоток статора в местах выхода из пазов. К характерным отказам электромагнитного происхождения можно отнести: несимметричный режим нагрузки двигателя; неподвижный эксцентриситет воздушного зазора; вращающийся эксцентриситет воздушного зазора и др., причины и характерные признаки которых можно сформулировать следующим образом. Иесимметричный режим нагрузки двигателя обусловлен как несимметрией токов питающей сети, так и различными сопротивлениями отдельных фаз обмотки статора. Даже незначительная несимметрия фазовых токов (в пределах 2-3 %) приводит к значительному возрастанию вибрации на частоте 2f0 под воздействием пульсирующего крутильного момента. Это воздействие проявляется в возрастании уровня вибрации на указанной частоте как для радиальной, так и для осевой составляющих. Характерной особенностью при этом является уменьшение виброскорости с увеличением нагрузки. Устранению причин должна предшествовать их конкретизация, а именно: измерение и сравнение параметров питающей сети; измерение и сравнение сопротивления обмотки статора, а также проверка правильности подключения обмоток (для случая диагностики после ремонта статора). Иеподвижный эксцентриситет воздушного зазора между статором и ротором, означающий совпадение осей вращения и симметрии ротора и отклонение от этой оси - оси симметрии статора, может возникнуть, например, при неправильной проточке статора или сборке двигателя, а также при деформации статора при нагревании. Возникающая при этом неравномерность воздушного зазора между статором и ротором и неравномерность магнитного потока, вызывают повышенную вибрацию на частоте F = 2-PF, К, где Fc - сетевая частота; P - число пар полюсов; К - целое число (номер гармоники), в большинстве случаях К = 2. Характерной особенностью дефекта является отсутствие зависимости вибрации от нагрузки и частоты вращения. Кроме того, наблюдается относительно небольшая составляющая виброскорости на удвоенной частоте сети (100 Гц), вызванная изменением магнитной проводимости. Вращающийся эксцентриситет воздушного зазора между статором и ротором возникает при несовпадении оси симметрии статора с осью вращения, отклонении от оси линии симметрии пакета ротора, неточной установки прокладок под сердечниками полюсов, смещении оси вала относительно оси симметрии сердечника ротора. Повышенная вибрация наблюдается в этом случае на оборотной частоте. Все перечисленные причины вибрации электродвигателя, являясь причинами электромагнитного происхождения, обладают одним общим свойством - уровень вибрации резко падает при отключении электродвигателя от сети. К отказам механического происхождения относятся различные виды неуравновешенности ротора, дефекты подшипников скольжения, плохое крепление машины на раме, развивающиеся трещины в валах. Если учитывать совместную эксплуатацию электродвигателя с насосом - расцентровка и дефекты зубчатой муфты. Отказы механического происхождения обладают общим свойством - они сопровождаются повышенной вибрацией. Все виды неуравновешенности ротора сопровождаются вибрацией на оборотной частоте работы электродвигателя. При ослаблении крепления опоры (нарушение жесткости) амплиды и фазы вибрации в близлежащих сечениях опоры и фундаментной рамы различны. При некачественной подливке бетона или его разрушении в процессе эксплуатации (например попадание масла и др.), короблении фундаментной плиты возникает неплотность прилегания (отставание), которая легко обнаруживается при снятии контурной характеристики. Скачкообразное изменение величины и фазового угла составляющих вибрации в определенном сечении свидетельствует об изменении жесткости. Кроме этого о нарушении жесткости говорит изменение уровня вибрации крышки подшипника после нагрева электродвигателя. Иесимметричное ослабление жесткости обычно происходит вследствие одностороннего нарушения связи фундамента с подшипниковой опорой электродвигателя. Интенсивным источником вибрации подшипника скольжения (особенно для машин с легким ротором, при большой длине опорной части подшипника, при излишне вязкой смазке) на частоте (0,42...0,48) f0 является "вихревая смазка". Эта вибрация является прецессией вала в подшипнике под действием смазки. Пленка смазки, непосредственно соприкасающаяся с валом в граничном слое, вращается со скоростью вала, а пленка, находящаяся на неподвижной поверхности подшипника, также неподвижна. Возникает масляный вихрь. Другим источником вибрации является неравномерная и неправильная смазка подшипника. Вибрация проявляется на частотах 1/2 или 1/3 f0. В неправильно смазанных подшипниках возникает контакт поверхности вала и подшипника, и появляется "скрип". Во время остановки и запуска возникает контакт металлических поверхностей шипа и вкладыша. С увеличением частоты вращения увеличивается поверхность, которая смазывается тонким слоем масла в месте контакта. В условиях полной гидродинамической смазки вал свободно плавает на пленке смазочного материала. Даже при обильной смазке возможен разрыв пленки при достаточно больших колебаниях шипа, вызванных другими причинами. Уменьшение вязкости масла, связанное с повышением температуры, также приводит к разрыву пленки, поскольку уменьшается его демпфирующая способность. Демпфирование увеличивается при использовании масла более высокой вязкости, однако это приводит к увеличению сил трения. Вибрации от некруглости шейки ротора проявляются в основном на частоте 2 f0. В поперечном сечении всегда имеется отклонение реальной формы шейки ротора от окружности. В самом общем случае профиль поперечного сечения шейки ротора имеет произвольную форму. Обнаружить неисправность, связанную с развивающейся трещиной в валу ротора, можно анализируя амплитудно-частотную характеристику вибрации на выбеге. С развитием трещины уменьшается жесткость вала ротора и соответственно уменьшается резонансная частота вибрации. Сравнивая суще- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 [ 128 ] 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 |
||