Главная Переработка нефти и газа мощью оптических п ибо ов. Необходимо тщательно исследовать все поверхности вала. Особое внимание следует уделять поверхностям, имеющим шпоночные пазы, проточки, галтель-ные пе еходы, езьбы, т.е. местам с наибольшей концент аци-ей напряжений и наиболее подверженным возникновению дефектов. Цель контроля - выявление поверхностных дефектов и обследование зон возможного нахождения подповерхностных и внут енних дефектов по внешним п изнакам. Все обна уженные дефекты помечаются быстросохнущей краской для более углубленного исследования вихретоковым, ультразвуковым и магнитопо ошковым методами. П и визуальном конт оле невоо уженным глазом, а также с помощью оптических средств выявляются в основном крупные т ещины, зади ы, забоины, следы ф еттинг-ко озии и т.д. 12.5.7. КРИТЕРИИ ОТБРАКОВКИ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ОБНАРУЖЕННЫХ ДЕФЕКТОВ Критерии отбраковки валов Вал считается работоспособным, если при проведении дефектоскопического контроля на нем не было обнаружено дефектов или были обна ужены допустимые дефекты в виде трещин, коррозионных язв, рисок, забоин, металлургических дефектов (неметаллических включений, асслоений и т.д.). Допустимые дефекты валов: уголковые т ещины и над ывы по углу между цилинд ичес-кой пове хностью вала и боковой пове хностью шпоночного паза допускаются не более: по глубине - 1,5 мм (прямоугольная шпонка), 2,0 мм (шпонка с закругленными концами) - для валов роторов элек-т одвигателей и согласно указанным в табл. 1 2. 1 0 величинам -для валов насосов; по протяженности - 3,0 мм; царапины, риски, забоины, коррозионные язвы, фреттинг-коррозия допускаются не более: по глубине - 2,0 мм; по протяженности - 6,0 мм. Допустимые азме ы металлу гических дефектов огово ены техническими условиями и государственными стандартами на данный со тамент металла с учетом вида дефекта. Трещины в углу между боковой стенкой и дном шпоночного Т а б л и ц а 12.10 Допустимая глубина дефектов в районе шпоночни пазов
паза, а также дефекты, размеры которых превышают размеры, указанные выше, не допускаются. Любые трещины по галтелям, впадинам резьб, в переходах от одного диаметра к другому не допускаются. В случае обнаружения этих дефектов вал отбраковывается. Способы устранения обнаруженных дефектов При обнаружении царапин, рисок, забоин или следов коррозии необходимо устранить эти дефекты шлифовкой, промыть керосином и протереть сухой чистой ветошью. Должен быть обеспечен плавный переход от места дефекта к номинальному размеру вала. Если замечены забоины и неровности под полумуфтой по окружности и на торце вала, то их необходимо зачистить наждачным полотном или шабером. П и обна ужении дефектов (т ещин, над ывов) в области шпоночного паза проводят ремонт вала. При ремонте проводится выборка (фрезерование) участка металла с дефектом. Если дефект находится в переходе от плоской части боковой стенки к цилинд ической пове хности вала и не выходит на дно паза, то фрезеруется только боковая стенка паза. Фрезерование проводится на глубину дефекта плюс 1 -2 мм. П и этом угол между боковой стенкой и дном паза должен иметь адиус пе ехода не менее 1 мм, а адиусы пе еходов на боковой стенке не должны быть меньше адиуса начального закругления конца шпоночного паза. В качестве нового абочего шпоночного паза может быть использован как асф езе ованный ста ый паз (в этом случае расфрезеровывается также паз в полумуфте), так и новый паз, который фрезеруется под углом 120° или 180° по отношению к старому. Старый паз при этом также расфрезеровывается в соответствии с целью устранения концентраторов напряжения в области обна уженных дефектов. В новом пазе адиус пе е-хода между дном и стенкой должен быть не менее одного миллиметра. Должны использоваться шпонки только с закругленными концами. Недопустима забивка заглушек в ста ые пазы, так как п и этом возникают постоянные растягивающие напряжения, ускоряющие усталостное разрушение. В отдельных случаях (на подачах насоса менее 0,7 от номинальной, когда малы крутящие моменты), чтобы не увеличивать шпоночный паз, разрешается применять ступенчатые шпонки. Вал с обна уженными и уст аненными дефектами может быть вновь использован после ремонта. Зоны вала, подвергнутые ремонту, должны п ойти повто ный дефектоскопический конт оль. От емонти ованный вал вместе с насаженным на него а-бочим колесом обязательно подвергается динамической балан-си овке. К ите ии отб аковки валов по дефектам шпоночного паза и способы устранения обнаруженных дефектов применимы как к пазу под полумуфтой, так и к пазу под колесом. 12.5.8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ ВАЛОВ П и п оизводстве (п и изготовлении или емонте валов): вести конт оль непа аллельности и симмет ичности осей шпоночных пазов относительно соответствующих осей в аще- ния вала и рабочего колеса; 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 [ 110 ] 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||