Главная Переработка нефти и газа Операционный контроль качества выполнения сварочно-монтажных работ проводят систематически непосредственные исполнители, выборочно - линейные инженерно-технические работники, ответственные за производство работ, и представители технадзора заказчика. Лабораторный контроль качества сварных стыков (швов) на трубосварочных базах и трассе проводится инженерно-техническими работниками с помощью полевых испытательных лабораторий. При выполнении сварочно-монтажных работ в трассовых условиях контролю подлежат: качество очистки внутренней полости труб от попавших внутрь грунта, снега, льда и посторонних предметов; качество сушки околошовной зоны стыка в осенне-зимних условиях; состояние и подготовка труб и сварочных материалов; подготовка кромок под сварку; зазоры между стыкуемыми кромками труб; температура предварительного подогрева металла труб в зоне стыка и др. При скорости ветра более 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков запрещается производить сварку без инвентарных укрытий. 2.4. e laAaO ? Oi lOё ёe Qe Ne Q Qёa ONё IQa O ? Аё iO O? a й ё ёAQa a ua ё ё a iAlAn a a Анализ причин отказов магистральных нефтепроводов показывает, что на долю отказов, происшедших из-за нарушения правил технической эксплуатации магистральных нефтепроводов, приходится от 2 до 7 %. Сюда входят отказы по вине эксплуатационного персонала в связи с нарушением сроков и качества технического обслуживания и ремонта, несоблюдением правил техники безопасности при обслуживании и ремонте нефтепроводов и т.д. К дополнительным внешним нагрузкам, возникающим вследствие нарушения правил эксплуатации и вызывающим разрушение трубопровода, относятся гидравлические удары. Они представляют большую опасность для трубопроводов. Гидравлические удары являются следствием внезапного отключения перекачивающих станций или неправильного переключения задвижек, а также образования в трубопроводе воздушных пробок, которые в ряде случаев могут вызвать толчки давления, подобные гидравлическому удару. При переключении резервуаров, насосов или нефте- провода во время перекачки действующие задвижки необходимо закрывать только после открытия задвижек в новом направлении перекачки. Воздух, скапливающийся в трубопроводе, необходимо удалять через вантузы или потоком жидкости, скорость которого рассчитывают математически. Изменения давления в трубопроводе приводят к появлению и росту трещин, ухудшению механических свойств металла, усталостному разрушению. На магистральных нефтепроводах всегда имеется большое количество различных дефектов. При статических нагрузках многие дефекты не приводят к авариям и повреждениям даже при длительной эксплуатации, но при изменениях давления в трубопроводе эти дефекты - потенциальный источник разрыва трубопровода. В целях повышения долговечности нефтепроводов и уменьшения усталостных повреждений необходимо стремиться к сохранению постоянства рабочего давления, избегая значительных колебаний, особенно остановок перекачки и полного сброса давления. Всякое нарушение режима перекачки связано с пропускной способностью нефтепровода. При увеличении объема перекачки нефти нужно проверить, не превысит ли фактическое давление в трубопроводе напряжение, допустимое для марки стали труб на данном участке. Технологический режим перекачки должен быть разработан с учетом технологических карт эксплуатации резервуаров и установок. При каждом непредусмотренном изменении режима перекачки должны приниматься меры к немедленному устранению причин, вызывающих это изменение. Все работы по подготовке и проведению очистки нефтепровода с помощью скребков должны выполняться в соответствии с инструкцией по очистке магистральных нефтепроводов от внутренних отложений, так как эта операция сложная, трудоемкая и небезопасная. В случае застревания скребка или его поломки приходится останавливать перекачку, разрезать нефтепровод. Все это вызывает не только сокращение перекачки, но и потери нефти. Для безаварийной работы нефтепровода обслуживающий персонал в своей деятельности должен руководствоваться Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и нормативными документами на данный нефтепровод. Ущерб от отказов по эксплуатационным причинам колеблется в широких пределах. Ущербы больших размеров связаны с разрывами нефтепровода вследствие неправильного переключения задвижек и повышения давления сверх указанного в технологической карте, а также наездов тяжелого транспорта на нефтепровод, которые происходят чаще всего из-за отсутствия предупредительных знаков. Эксплуатационный персонал обязан регулярно проверять наличие таких знаков и состояние всей трассы в целом. 2.5. ё e Qё OU N O? a й ё e NaOa ? б i lёiAe ё ёe Qe Ne Q e 1 ua ё ё a iAlAn a e ? ? б i ? AIёiae a a Qe aNOa ёlQa a Основными эксплуатационными нагрузками и воздействиями являются внутреннее давление продукта в трубопроводе и температурный перепад (разность между температурами металла труб при укладке и в процессе эксплуатации). При нормальной эксплуатации магистральных нефтепроводов в соответствии с правилами технической эксплуатации внутреннее давление существенно не меняется. Достаточно полно отработаны методы выбора материалов, оборудования и конструкций магистральных нефтепроводов с учетом внутреннего давления. Несколько сложнее учет температурного перепада. Влияние этого параметра на напряженно-деформированное состояние трубопровода зависит от многих факторов. Нефть при движении по трубопроводу нагревается за счет трения и имеет достаточно высокую температуру, достигающую + 30...+40 °С. Особенно это характерно для нефтепроводов большого диаметра. В настоящее время в стране эксплуатируется ряд нефтепроводов, по которым перекачиваются подогретые нефти. Имеется сеть нефтепроводов, проложенных в заболоченных северных районах, в районах вечной мерзлоты и сооруженных в зимнее время. В связи с этим во многих нефтепроводах температура стенок труб в процессе эксплуатации значительно превышает температуру стенок труб в процессе строительства. Различие в температурах может возникнуть и в том случае, если укладка трубопровода происходила при высокой положительной температуре, а в процессе эксплуатации перекачивается нефть с более низкой температурой. В обоих случаях наблюдается значительный температурный перепад и в трубопроводе возникают продольные напряжения. В зависимости от знака температурного перепада напряжения будут сжимающими или растягивающими. Величина продольных напряжений определяется по формуле 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 |
||