Главная Переработка нефти и газа (незагрязненном) участке в буферной зоне между зоной загрязнений и землями, используемыми для хозяйственных целей. Если зарастание на загрязненном участке составляет не менее 75 % площади земель по сравнению с контрольным участком, то рекультивационные работы считаются законченными и участок следует передать землевладельцу. Зеленую массу возделываемых трав по окончании рекультивации использовать в кормовых целях не рекомендуется. Ее оставляют на рекультивируемом участке и используют в качестве сидерального удобрения; после обработки дисковыми лущильщиками зеленую массу запахивают. 8.4. ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ АВАРИЙНОМ РЕМОНТЕ НЕФТЕПРОВОДОВ Проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов имеет важнейшее социальное и народнохозяйственное значение. С развитием промышленности влияние результатов человеческой деятельности на природу становится настолько значительным, что наносимый ей ущерб не всегда может быть восстановлен естественным путем без осуществления природоохранных и природо-восстановительных мероприятий. Основополагающими документами, определяющими решение правовых, экономических и организационных вопросов охраны окружающей природной среды (ОПС) при аварийном ремонте нефтепроводов и ликвидации последствий аварий, являются Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", а также "Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденные Минприродой РФ и Госкомземом РФ. Институтом ИПТЭР разработан руководящий документ "Инструкция по рекультивации земель, нарушенных и за- грязненных при аварийном и капитальном ремонтах магистральных нефтепроводов". Документ согласован с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Инструкция устанавливает порядок выполнения работ по технической и биологической рекультивации земель, приведению земельных участков в первоначальное состояние согласно требованиям существующих законов и постановлений Правительства РФ. Документ предусматривает, что за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение и некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством. После завершения аварийных работ на нефтепроводе создается комиссия по осмотру земель с участием заинтересованных сторон, в том числе землевладельцев. Комиссия по результатам осмотра составляет "Акт осмотра земель, нарушенных и загрязненных при аварийном ремонте магистрального нефтепровода" и "Задание на составление проект-но-сметной документации на рекультивацию земель, нарушенных и загрязненных при аварийном ремонте нефтепровода". Выбор состава показателей по контролю за загрязненностью и деградацией почв для разработки мероприятий по охране, повышению плодородия и рациональному использованию земель производится согласно ГОСТ 17.4.2.03 - 86 "Охрана природы. Почвы. Паспорт почв" и руководящему документу "Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтегазпро-ма". При этом требования к методам определения загрязняющих веществ устанавливаются по ГОСТ 17.4.3.03 - 85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ". Оценка устойчивости почв к химическим загрязняющим веществам устанавливается по ГОСТ 1 7.4.3.06-86 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к классификации почв по влиянию на них химических загрязняющих веществ". Определение экономического ущерба, причиненного окружающей природной среде в результате аварийного разлива нефти, проводится по "Методике определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах". Методика разработана институтом ИПТЭР, согласована с департаментом государственного экономического контроля Минприроды РФ и утверждена Минтопэнерго РФ. Величина ущерба, определяемая по настоящей методике, включается в "Акт технического расследования отказов магистральных нефтепроводов" и используется при оформлении исков, претензий и рекламаций. Методика содержит расчеты общего объема нефти, вылившейся при аварии из нефтепровода, и масс нефти, загрязнивших землю, водные объекты и атмосферу; площадей загрязненных нефтью земель (почв) и водных объектов; ущерба за загрязнение нефтью каждого компонента окружающей природной среды и общей суммы платы за загрязнение ОПС. В связи с тем, что загрязнение ОПС при аварийных разливах нефти не подлежит нормированию, вся масса происшедших при этом выбросов углеводородов в атмосферу, растворенной в воде нефти и нефти, загрязнившей земли, должна учитываться как сверхлимитная. Площадь, глубина загрязнения земель и концентрация нефти определяются на основании данных обследования земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов, утвержденных или разрешенных для применения Минприродой РФ и Госкомземом. Масса нефти, загрязняющей водные объекты, определяется суммированием массы растворенной и эмульгированной в воде нефти, значение которой соответствует предельной концентрации, и массы пленочной нефти на поверхности водного объекта. За массу веществ, загрязняющих атмосферу, принимается масса углеводородов, испарившихся со свободной поверхности разлившейся нефти. Расчет ущерба и платы за загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод (вследствие разлива нефти) производится в соответствии с положениями постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОПС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Расчет ущерба, причиненного рыбному хозяйству, осуществляется органами рыбоохраны в соответствии с "Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", утвержденной Госкомприродой и Минрыб-хозом РФ. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 [ 87 ] 88 |
||