Главная Переработка нефти и газа основные факторы. Такой основной характеристикой является удельное электрическое сопротивление грунта. Чем выше электрическое сопротивление грунта, тем меньше его коррозионная активность. Основной способ защиты нефтепроводов от коррозии - качественная, надежная наружная изоляция. К изоляционным покрытиям предъявляются следующие требования: постоянное низкое водопоглощение; постоянное высокое электросопротивление; отсутствие текучести при низких и высоких температурах; прочность к механическим повреждениям, вызванным давлением грунта, а также проколами камнями и щебнем при засыпке траншей; хорошая адгезия к металлу трубы; эластичность, легкость и простота нанесения. Современные изоляционные покрытия (например, типа "Пластобит") сохраняют свои качества на протяжении всего срока службы нефтепровода и обеспечивают надежную изоляцию, что позволяет сократить расход электроэнергии на электрозащиту нефтепровода от коррозии. Кроме защиты нефтепроводов изоляционными покрытиями на трассах нефтепроводов применяются электрические методы защиты, такие как электродренажная защита (прямой и поляризованный дренаж, дренажи с усиленным источником питания); катодная защита; протекторная защита; электрическое секционирование. Все эти методы направлены на исключение коррозионных повреждений или резкое сокращение их на нефтепроводах. Электрический метод защиты нефтепроводов от коррозии заключается в том, что при помощи специальных установок трубопровод становится катодом, и поэтому его коррозионное разрушение исключается. Электрозащита дополняет пассивную защиту, и ее ( электрозащиту) необходимо подключать с момента засыпки трубопровода, так как во время засыпки может быть повреждена изоляция, и тогда сразу после засыпки начнется коррозионный процесс. Коррозия на трубопроводном транспорте создает сложную проблему. В практике эксплуатации магистральных нефтепроводов известны случаи, когда отдельные участки выходили из строя из-за сквозного проржавления после двух-трех лет эксплуатации. 2.2. Qa a й ? a О Q?Oo ? a i Qe aNOa ё iQa a ? A iOi ? a 6 Oe а e O ё e ё 1 e й ? a O ё e NaOa ? б i lёiАe ё ёe Qe Ne Q К внешним воздействиям на подземные трубопроводы относят возможные нагрузки при производстве различных работ вблизи нефтепровода, наезды тяжелого транспорта, оползни, землетрясения, взрывы и др. Результаты анализа отказов свидетельствуют о том, что одной из основных причин повреждений подземных трубопроводов является воздействие внешних сил, приводящее к образованию поверхностных вмятин, трещин, трещин во вмятинах, разрывов в сварных швах и по телу трубы. Если значительные механические повреждения, возникающие в период строительства трубопроводов, могут быть выявлены и устранены в результате гидравлической опрессовки трубопровода, то повреждения, возникающие после гидравлической опрессовки и обусловленные воздействием внешних сил, могут явиться причиной разрыва трубопровода не только непосредственно в момент его повреждения, но также через какой-то промежуток времени, продолжительность которого зависит от характера повреждения и степени нагружения трубопровода. Наиболее распространены повреждения, возникающие в результате проведения ремонтных или строительных работ в непосредственной близости от действующего трубопровода; они относятся к числу потенциально наиболее опасных. Необходимо своевременно оценивать опасность таких повреждений и возможность дальнейшей эксплуатации поврежденного участка трубопровода. Из-за внешних воздействий на отечественных нефтепроводах происходит более 5 % аварий от общего их числа, а по наносимому ущербу они занимают первое место. Климатические изменения в атмосфере также влияют на состояние трубопровода. Изменения температуры наружного воздуха вызывают изменение температуры грунта, в котором уложен нефтепровод. При замерзании или оттаивании грунтов эти изменения иногда приводят к разрушению трубопровода. Замороженные влажные грунты при оттаивании дают значительную осадку как за счет происходящего уплотнения, так и вследствие понижения сопротивления сдвигу; при этом чем больше глинистых частиц в грунте, тем меньшим сопротивлением сдвигу он обладает. В результате неравномерной осадки грунта, возникающей под действием веса трубы, происходит изгиб трубопровода. Создание в трубопроводе до- полнительных изгибающих напряжений при наличии других неблагоприятных факторов (например, плохого качества сварки), как правило, приводит к нарушению прочности отдельных стыков. Для нефтепроводов, проложенных в горных условиях, наиболее опасны по внешнему воздействию оползни. Меры по устранению возможности активизации оползневых явлений должны намечаться уже при проектировании нефтепровода и уточняться в строительный и эксплуатационный периоды. Часть их должна выполняться при строительстве, другая - в период эксплуатации, так как опыт борьбы с оползнями показал, что только постадийное осуществление комплекса противооползневых мероприятий дает наилучшие результаты. Оползни грунтов приводят к силовому воздействию на трубопроводы, увеличивая их напряженное состояние, и при определенных условиях вызывают разрушение труб в виде полного или частичного разрыва. Часто подземные нефтепроводы подвергаются внешнему воздействию от наездов на них тяжелой техники, при этом дефектами на теле трубы являются трещины, вмятины или порывы. Заполнение пространства между трубопроводом и стенками траншеи, а также под трубопроводом мягким грунтом с последующим его уплотнением значительно повышает сопротивление трубопровода таким внешним нагрузкам. Магистральные нефтепроводы - сооружения большой протяженности, трассы которых пересекают леса, тундры, реки, озера, болота, овраги, железные и шоссейные дороги, подземные коммуникации и другие естественные и искусственные препятствия. Имеются участки нефтепроводов, где используются наземная и надземная схемы укладки. Обезопасить их от внешних воздействий, могущих привести к повреждениям и авариям, задача огромной важности. Для обеспечения сохранности, безопасности и создания нормальных условий эксплуатации введены "Правила охраны магистральных трубопроводов". Согласно этим Правилам устанавливается так называемая охранная зона в виде полосы земли, ограниченной линиями, проходящими в 25 м от оси нефтепровода с каждой стороны. Она предназначена для проезда и обхода обслуживающего персонала по трассе нефтепровода, а также для проведения работ, связанных с поддержанием магистрального нефтепровода в исправном состоянии. По всей трассе нефтепровода через каждый километр и в местах поворота устанавливаются постоянные знаки, которые должны указывать ось нефтепровода, километр и пикет 0 1 2 3 4 5 6 7 [ 8 ] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 |
||