Главная Переработка нефти и газа Рис. 4.6. Схема разработки ремонтного котлована бульдозером на уклоне: 1 - трубопровод; 2 - ремонтный котлован; 3 - бульдозер; 4 - трос На продольных уклонах 36° и более работа экскаватора даже при его надежном закреплении недопустима. На полках и участках трассы с продольным уклоном до 15° работа по сооружению ремонтного котлована выполняется обычными методами с помощью экскаватора, оборудованного обратной лопатой, в направлении сверху - вниз по склону. На продольных уклонах свыше 36° разработку грунта ведут лотковым способом с помо щью бульдозера сверху-вниз последовательными слоями толщиной 0,2 - 0,6 м. При этом обязательна анкеровка бульдозера одним или двумя тракто- рами (бульдозерами), которые находятся вверху на склоне и вытаскивают бульдозер на исходную позицию (рис. 4.6). Разработку ремонтного котлована на уклонах более 45° ведут вручную с применением средств малой механизации, отбойных молотков и т.д. Работы по засыпке траншей и ремонтных котлованов на уклонах могут выполняться бульдозерами или экскаваторами при обеспечении их устойчивости. После окончания всех ремонтных работ трубопровод должен быть засыпан грунтом. Для сохранности изоляции трубопровода засыпку необходимо вначале производить рыхлым грунтом на толщину 10 - 20 см, а затем оставшейся частью отвала. Для того чтобы механизировать процесс присыпки под вывешенный при ремонте в траншее трубопровод, во избежание пазухов под трубой используют устройство для подбивки грунта под трубопровод. По верху засыпанного котлована устраивают валик с учетом последующей осадки грунта. По ширине валик должен перекрывать котлован не менее чем на 0,5 м в каждую сторону. Нарушенные и загрязненные плодородные земли в результате проведения ремонтных работ должны быть восстановлены. Восстановление загрязненных нефтью земель выполняется поэтапно, в соответствии с инструкцией по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонтах магистральных нефтепроводов. Производство земляных работ в грунтах, пропитанных горючим продуктом, с помощью механизмов, оборудованных двигателями в невзрывозащищенном исполнении, запрещается. Правильная организация земляных работ позволяет существенно уменьшить ущерб от аварий, снизить загрязнение окружающей среды. 4.4. ё6а ё 5 1 N61 6а 1ё Q leiA а ё дАё5 б 1 о Q Ряд дефектов труб и сварных швов ремонтируют без вырезки дефектного участка. Коррозионные язвы могут завариваться при ремонте нефтепроводов под давлением перекачиваемой нефти до 3,5 МПа. Повреждения стенки трубопровода глубиной до 5 % от толщины трубы (царапины, язвы, задиры, забоины) ликвидируют шлифованием. При этом толщина стенки не должна быть выведена за пределы минусового допуска труб. Коррозионные повреждения глубиной более 5 % от толщины стенки труб могут быть отремонтированы в соответствии с "Инструкцией по безопасному ведению сварочных работ при ремонте нефте- и продуктопроводов под давлением". При наличии сплошной коррозии ремонт нефтепровода производят путем приварки накладных усилительных элементов (заплат, муфт). Технология заварки коррозионных повреждений состоит из двух этапов: подготовительной работы (зачистка поверхности) и непосредственно заварки. Место заварки зачищают до металлического блеска в радиусе не менее двух диаметров повреждений (наибольших линейных размеров). Зачистку поверхности можно проводить вручную с использованием пескоструйных аппаратов. Возможно применение других методов очистки (например, химического) для полного удаления продуктов коррозии. Перед началом заварки выбирают режим сварки. Первый (корневой) шов выполняется электродами диаметром 3 мм на токах не более 100 А, а последующие слои разрешается выполнять электродами диаметром 4 мм на токах не более 1 40 А. Перед наложением каждого валика поверхность наплавленного металла необходимо очистить от шлака и брызг. После зачистки каждый валик или слой следует просмотреть вначале невооруженным глазом, а потом с помощью лупы 4- 10-кратного увеличения. Ручную электродуговую сварку следует выполнять на возможно более короткой дуге. Перед гашением дуги сварщик должен заполнить кратер путем постепенного отвода электрода и вывода дуги назад на 1 5-20 мм на только что наложенный шов. Последующее зажигание дуги производят на металле шва на расстоянии 12-15 мм от кратера. Заварку коррозионной язвы разрешается вести ниточными швами (без поперечных колебаний электрода). В этом случае швы накладывают по периметру навстречу друг другу. Центральную часть повреждения заваривают в последнюю очередь. При заварке незначительных коррозионных повреждений (3...6 мм по диаметру) электрод должен оставаться на одной точке не более 7 с во избежание прожога стенки. Затем следует прервать заварку, выводя кратер на наплавленный металл. Последующий шов можно накладывать после остывания наплавленного металла шва и удаления шлака. Некачественные сварные соединения разрешается ремонтировать, если в них имеются любые недопустимые дефекты (кроме трещин длиной более 50 мм), при условии, что сум- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 |
||