Главная Переработка нефти и газа После остановки перекачки и закрытия ближайших линейных задвижек ремонтируемый участок трубопровода опорожняют от нефти. На трубопроводе вырезают дефектный участок длиной, позволяющей установить тампоны в трубу. Тампон вводят в трубопровод; к отводу, вмонтированному в оболочку тампона, присоединяют резинотканевый шланг 3 длиной не менее 2 м с инвентарным выносным клапаном и манометром 2. Расстояние между торцом трубы и тампоном должно быть не менее 700 мм. При подгонке и резке концов труб огневым методом на торец тампона устанавливается временный защитный экран из картона, паронита и т.п. диаметром, равным внутреннему диаметру трубопровода. Выносной клапан при помощи гибкого резинотканевого шланга 3 присоединяют к компрессору 6. Включают компрессор и производят заполнение тампона воздухом. Проверяют плотность прилегания тампона к стенке трубы и герметичность перекрытия трубопровода. Подводящий шланг отсоединяют от выносного клапана. Клапан вместе со шлангом (длиной 2 м) остается внутри трубопровода. После завершения ремонтно-восстановительных работ штуцер 7 должен быть демонтирован, отверстия заглушены металлическими пробками и обварены, а задвижка заглушена. Отремонтированный участок трубопровода в установленном порядке заполняют нефтью и возобновляют перекачку. Тампоны потоком нефти выталкиваются в камеру приема-пуска очистных устройств. Разработана технология создания тампонов из карбамидной композиции для перекрытия нефтепроводов диаметром до 1 220 мм, опорожненных от нефти, путем закачки смеси внутрь трубопровода с открытого торца при замене дефектного участка. Технологический процесс перекрытия внутренней полости нефтепроводов с использованием карбамидной композиции состоит из следующих операций: приготовление компонентов в специальном блоке, имеющемся на установке; создание герметизирующих тампонов на месте производства аварийных работ. Для получения карбамидной композиции применяются дешевые, легкодоступные материалы, выпускаемые отечественной промышленностью. Это технический карбамид (ГОСТ 2081-75), дизельное топливо летнее (ГОСТ 305 - 82), жидкие парафины (н-парафины), выделенные из дизельной фракции нефти карбамидным методом. К этим компонентам добавляется техническая вода. Компоненты карбамидной композиции готовятся в двух емкостях, оборудованных мешалкой, обогревателем и указателем уровня. Одна емкость заправляется дизельным топливом, к которому добавляют жидкие парафины в количестве 18 - 25 %. Полученную смесь тщательно перемешивают, поддерживая температуру в пределах 25 - 35 °С в зависимости от температуры насыщения. Во второй емкости готовится вод-но-карбамидная суспензия. Порядок приготовления водно-карбамидной суспензии следующий. В емкость наливают воду, включают обогрев и перемешивание, загружают карбамид, добавляют жидкие парафины и перемешивают до образования белой сметанооб-разной массы. Температуру доводят до температуры заливки. Подготовленные компоненты перемешивают с помощью винтовой мешалки, и смесь подают в трубопровод с открытого торца. Ремонтные работы производятся не ранее чем через 1 - 2 ч после окончания заливки. По окончании ремонтных работ тампон удаляется давлением перекачиваемой жидкости или разогревом до температуры растворения (не ниже 80 °С). Институтом ИПТЭР предложен способ перекрытия трубопровода с нефтью путем его охлаждения до замерзания нефти и образования отсекающей ледяной пробки. Данный способ отличается от известных тем, что с целью сокращения времени образования отсекающей пробки при одновременном снижении расхода хладагента перед охлаждением трубопровода повышают температуру замерзания нефти путем удаления из нее легких фракций. На рис. 5.9 дана схема, поясняющая способ. Нефть из трубопровода Л насосом 2 подается в емкость 3, где при пониженном давлении (с целью интенсификации процесса и снижения энергозатрат) подвергается нагреву. Легкие фракции нефти, выделяющиеся в процессе нагрева, удаляются из емкости 3, а оставшаяся нефть насосом 4 по магистрали 5 возвращается на участок трубопровода, охлаждаемый испарителем 6 (в виде кольцевой рубашки) холодильной машины (на чертеже не показана). Замораживание нефти до образования отсекающей ледяной пробки производится путем охлаждения трубопровода за счет циркуляции хлад- Рис. 5.9. Способ перекрытия нефтепровода с помощью хладагента: 1 - нефтепровод; 2 - насос; 3 - емкость; 4 - насос; 5 - магистраль; 6 - испаритель агента через кольцевую рубашку, длина которой выбирается несколько больше расчетной длины отсекающей пробки. Намороженную пробку после окончания ремонтных работ расплавляют путем закачки в трубопровод подогретой нефти. 5.4. аАа б? А ё ё QeOtJ NO? ? ё Ёё ioAeiaA ё а ё ё ё а иаё дА? а ба й? беЁа а даеб дА При замене поврежденного участка могут б ыть использованы удлиненные кумулятивные заряды (УКЗ). Они успешно применяются для резки труб и других аналогичных изделий. Действие УКЗ основано на использовании явления кумуляции, сущность которой состоит в том, что при подрыве заряда, имеющего кумулятивную выемку, газообразные продукты взрыва движутся к оси заряда и собираются в один мощный концентрированный поток, называемый кумулятивной струей. Если выемку облицевать металлом, то струя будет состоять из частиц металла облицовки. При прохождении плоской детонационной волны по заряду элементы облицовки кумулятивной выемки, обжимаясь, движутся к центру. При их соударении вследствие интенсивного течения внутренних слоев металла облицовки образуется кумулятивная струя, имеющая высокую температуру и скорость. Эта струя, взаимодействуя с преградой, создает давление около 30 000 МПа, в результате чего и происходит разрушение преграды путем вытеснения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 |
||