Главная Переработка нефти и газа Крышки насоса отлиты за одно .целое с всасывающим (задняя крышка) и напорным (передняя крышка, дальняя от электродвигателя) патрубками. Многоступенчатые насосы типа ЦНС выпускаются с числом рабочих колес от 2 до 10. Перекачиваемая жидкость передается от одного рабочего колеса к следующему :по внутреннему каналу и лопастям направляющего аппарата. Уплотнение направляющего аппарата и рабочих колес осуществляется уплотняющими кольцами. Ввиду того что в секционных насосах устанавливается большое число рабочих колес с осевым входом воды, возникают большие гидравлические осевые усилия, для разгрузки которых применяют автоматические разгрузочные устройства в виде уравновешивающего диска (гидравлическая пята). Некоторые насосы типа ЦНС выпускаются с двумя рабочими колесами осевого входа левого и правого вращения. Осевые усилия уравновешиваются симметричным расположением колес. Спиральные отводы и диффузоры выполнены в общей отливке корпуса. Нормальные насосы изготовляют одного типа - секционные с рабочими колесами осевого входа. Подача этих насосов 8-850 мч; напор 40-1440 м; допустимая вакуумметрическая высота всасывания 4-7 м; КПД 60-78%.- Высокооборотные насосы имеют подачу 38-1000 м{ч при напоре 136-2000 м. Насосы устанавливают с подпором на 2-6 м; их КПД 72- 78%. Насосы типа ЦНС предназначены для откачивания воды из шахт угольной и горнорудной промышленности. Они находят применение в высоконапорных системах пожаротушения, для подачи воды в высотные здания, для питания паровых котлов, в строительной промышленности, на транспорте и т. д. . § 27. СКВАЖИННЫЕ НАСОСЫ Установка скважинных насосов в трубчатых колодцах и буровых скважинах предопределяет особенности их конструкции. Эти насосы должны иметь минимальные поперечные габариты, а их внешняя форма должна соответствовать форме круглых обсадных труб, Внутри которых устанавливают насосы. Скважинные насосы изготовляют двух типов; насосы с трансмиссионным валом .и погружные насо"сы. У насосов с трансмиссионным валом (ГОСТ 14835-69) приводящий электродвигатель устанавливается над устьем скважины и соединяется с насосом промежуточным трансмиссионным валом. Первый в мире насос с трансмиссионным валом, изобретенный и изготовленный под руководством русского инженера В. А. Пушечникова, был установлен в 1899 т. на Мытищинском водопроводе. - В настоящее время насосостроительные заводы изготовляют трансмиссионные нacocы типов НА, А, АТН. и В.П, предназна-ченные для подъема воды из трубчатых колодцев (глубиной, не более 1-25 м) с подачей 30-1200 ш/ч при напоре 30-125 м. Трансмиссионные насосы состоят из трех основных узлов (рис. 5.6): насосного узла, напорного трубопровода с трансмиссионным валом, приводной головки. 1 В обозначение насоса входят: первая цифра-вн-утренний диаметр обсадной трубы, уменьшенный в 25 раз; буквы - тип насоса; вторая цифра-.коэффициент быстроходности, уменьшенный в 10 раз; третья цифра - -число рабочих колес. Например, насос ATH8-1-22: АТН - артезианский турбинный насос; 8-.внутренний диаметр обсадной трубы; 1-рабочее колесо закрытого типа; 22 - число рабочих колес. Насосный узел (рис. 5.7,а) представляет собой группу, соединенных шпильками секций корпусов внутри которых находится вал с насажеяными на нем центробежными рабочими холесамн. Вода поступает в нижний направляющий корпус насосного узла через защитную сетку и всасывающую трубу. Потери в защитной сетке обычно не превышают 0,25-0,5% потребляемой мощности. Снижение потерь зависит главным образом от правильного выбора размера и конструкции защитной сетки. Корпус насоса чугунный; во внутренней полости его отлит за одно целое с корпусом направляющий аппарат. "При движении жидкости по каналам от колеса к колесу происходит повышение давления, создаваемое рабочими колесами, за счет уменьшения скорости движения жидкости в расширяющемся межлопастном канале направляющего аппарата. Секционная конструкция насосного узла позволяет сравнительно просто изменять число ступеней в насосе и, следовательно, налор насоса. В трансмиссионных насосах чаще всего применяют закрытые центробежные рабочие колеса с полуосевыми лопаточными отводами либо чисто диагональные. В диагональных рабочих колесах движение воды направлено под углом 45 к.оси, что позволяет уменьшить наружный диаметр насоса и, следовательно, использовать насос в скважине малого диаметра, обеспечивая достаточно высокую подачу. Опорами вала служат подшипники, состоящие из резиновых втулок, укрепленных в гнездах направляющих аппаратов корпусов насосного узла. Втулки име- ют на внутренней поверхности осевые продольные канавки для воды, которая смазывае;т и охлаждает трущиеся поверхности втулки и вала. По этим канавкам выносятся водой попавшие в подшипник частицы песка. Шейки вала в местах их соприкасания с резиновыми втулками хромированы, благодаря чему значительно удлиняется срок службы, втулок и устраняется опасность коррозии вала. Фланец верхнего корпуса насосного узла прикрепляется, к нижнему концу колонны напорных труб. ... Напорный трубопровод служит каналом, по которому вода подается от насосного узла к потребителю и вкотором находится трансмиссионный вал, соединяющий насосный узел с электродвигателем. Напорный .трубопровод и трансмиссионный вал собирают из отдельных секций стандартной длины. . , Напорные трубы соединяют между собой с помощью фланцев и болтов. Между фланцами труб находятся промежуточные подшипники трансмиссионного вала (рис. 5.7, б). Для смазки подшипников перед пуском в насос заливают воду через трубку в колене станины. В процессе работы они смазываются перекачиваемой жидкостью. Насосы типа НА не требуют заливки воды перед пуском, так как их трансмиссионный вал заключен в трубу, наполненную маслом. Приводная головка насоса состоит из станины (рис. 5.7,6) и электродвигателя. Чугунная отливка станины служит опорой для водоподъем- Рис. 5.6. Схема ус-TaiHOfHKH насоса АТН /-насосный узел; 2-напорная труба; 3 - лромежуточный подшнпник iTpancMHc-саонйого вала;, 4 - опорная ста«нка-, 5- ал ежпфод а иг агг е л ь Рй-с. 5.7. .Окважяйный насос а-насосный узел АТН8-<1-22: / - вал; 2 - корпус верхний; 3 - корпус оредний; 4 - направляющий аппалат; 5-рабочее колесо; 6- корпус нижний; /-обггеасатель; 8-всасывающая труба; 9-резиновый тод/шншник; J0 - резйгновый вкладыш; U-шшилька; б - про-межуггочный подшипник: /5 -сд; JJ-центральная втулзса; -ребро; в-гариводная головка: 15 - станина провода; 16 - трубка для заливкн воды; 17 - бронзовая втулча; 18- масленаса; 19 - сальник вала; 20 - вентилятор; 21 - храповик; 22 - муфта контрреверса; 23- гайка регулировочная; 24 - стопор; 25 - полый вал электродвигателя; 26 - шарикоподпгипник радиально-упорный ного трубопровода, который .подвешивается к нижней части колена; к верхней его части присоединяется напорный трубопровод. В верхней образующей колена имеется пр.илив, где установлен сальник. В нижнюю часть сальникового устройства запрессована втулка, над •которой находится направляющая бронзовая, трубка с уложенной на нее в несколько витков сальниковой набивкой. Между витками набивки помещена смазочная втулка. Электродвигатели, применяемые для трансмиссионных насосов, имеют следующие особенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 |
||