Главная Переработка нефти и газа 8.2. Продукты переработки нефти При переработке нефти в настояп];ее время получают: 1) топлива; 2) нефтяные масла; 3) парафины, церезины, вазелины; 4) нефтяные битумы; 5) осветнтс;пл1ые керосины; 6) растворители; 7) прочие нефтепродукты (нефтяной кокс, сажу, консистентные смазки и др.). Топлива К числу получаемых из иефти топлив относятся автомобилы-1ые и авиационные бензины, а также тракторные, реактивные, дизелытые, газотурбинные и котельные топлива. Рассмотрим основные из них. Автомобильные бензшшх применяются в карбюраторных двигателях. Все автомобильные бензины делятся на следующие виды: - летние, преднагиачеиные для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах - в течение всех сезонов; - зимние, предиазиачениые для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах, и с 1 октября по 1 апреля - в остальных районах. Одной из важиейип1Х эксплуатационных характеристик бензинов является их детонационная стойкость. Чем она больше, тем выше может бьггь степень сжатия двигателя и соответственно будут больше его удельная мопц-юсть и ниже расход топлива. Детонациоиная стойкость бензинов вырал<ается в октановых числах, определяемых на специальных установках моторным (ГОСТ 511-82) или исследовательским (ГОСТ 8226-82) методами. Октановое число равно количеству изооктана в смеси с н-гептаиом, эквивалентной по детонациоипой стойкости испытуемому бензину. Для повышения детонационной стойкости бензинов и соответственного повышения октанового числа в них вводят тетраэтилсвинец в количестве до 3,3 г на 1 кг бензина. Тетраэтилсвинец является ядовхггым веществом. Поэтому при работе с этилироваднхыми бензинами необходимо соблюдать меры предосторожности. Промышленностью выпускаются автомобильные бензины марок А-72, А-76, А-80, Л-92, АИ-91, АИ-93, АИ-95 (А - автомобильный; цифры - октановое число; буква И указывает, что октановое число определено по исследовательскому методу). Авиационные бензины предназначены для применения в поршневых авиационных двигателях. Их марки - Б-91/115, Б-95/130, Б-92 и Б-70 (Б - бензин; цифра в числителе - октановое число; цифра в знаменателе - сортность на богатой смеси). В настоящее время производство и потребление авиационных бензинов резко снизилось в связи с переходом авиации от поршневых двигателей к реактивным. До.пя авиационных втзшюп составляет около 2 % от общего производства бензинов. Дизельные топлива используются в двигатепях с восп.памепе-нисм от слсатия и в некоторых типах газотурбинных дв11гателе11. Дпя различных условий применения отечественная промышленность вырабатывает топливо трех марок (ГОСТ 305-82): Л (летнее) - для использования при положительной температуре окружающего воздуха; 3 (зимнее) - для эксплуатации при температуре окрулсающего воздуха до -20 "С (температура застывания топлива ие вьппе -35 "С) и до -30 °С (температура застывания топлива ие выше -45 "С); А (арктическое) - для эксплуатацгп! при температуре окрулсаю-щего воздуха до -50 "С. Основными характеристиками дизельных топлив являются температура вспышки, температура застывания и содержание серы. Температура, при которой пары топлива в смеси с воздухом вспыхивают при поднесении огня, называется температурой вспышки. Она характеризует испаряемость и огнеопасность дизельного топ;пц5а. Для топлива марки Л температура вспьшпси доллсна быть пе ниже 40 "С, а для марки 3 - ие иилсе 35 °С. По содерлсан1-по серы различают дизельные топлива, в которых ее не более 0,2 % по массе и в которых ее больше 0,2, по не более 0,5 % по массе. Сведения о температуре вспышки или застывания, а таклсе о со-дерлсании серы содерлсатся в условном обозначении дизе;няш1х тон.пив. Так, запись Л-0,2-40 означает, что это дизельное топливо летнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой вспышки 40 °С. Азапись 3-0,2-35 означает, что это дизельное топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2 % и температурой застывания -35 °С. Реактивные топлива используются в газотурбинных двигателях самолетов и вертолетов. Чтобы получать от бортового запаса топлива, ограниченного емкостью баков и начальным полетным весом самолета, возможно больше энерпда, необходимо, чтобы это топливо имело высокую теплоту сгорания. Из массовых и дешевых видов нефтяных топлив этим требованиям лучше всего удовлетворяют керосины. На заре развития реактивной авиации ее потребность в топливе полностью удовлетворялась топливом Т-1, получаемым из малосернистых нефтей. Однако улсе в 50-е годы возникла необходимость расширения производства реактивных топлрш, что было сделано за счет переработки восточных сернистых нефтей. В результате было разработано топливо ТС-1, ставшее наиболее массовым типом реактивных топлив. Кроме того, производятся реактивные топлива марок Т-2, Т-6, Т-8. в качестве тракторного топлива используются керосины и лигроины. Для газовых турбин, используемых в промьпиленности, энергетике, водном и наземном транспорте, тоипивом служат мазуты и газошнг. В качестве котельных топлив применяются флотский мазут марок Ф5 и Ф12 (цифра - условная вязкость при 40 °С), а также топочный мазут марок М40, М100, М200. Нефтяные масла Ассортимент выпускаемых нефтяных масел очень многообразен: моторные, индустриальные, цилиндровые, турбинные, компрессорные, трансмиссионные, осевые, электроизоляционные и др. Моторные масла применяются для смазки авиационных, автомобильных и дизельных двигателей; шодустриальные - для смазки промышлеииого оборудования (машин и механизмов); циливдровые -для смазки золотников и цилиндров порп1иевых паровых машин; турбинные - для смазки и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов и генераторов электрического тока; компрессорные - для смазки цилиндров, штоков и клапагюв компрессоров, воздуходувок и холодильных машин; трансмиссионные - для смазки зубчатых передач в большинстве машин и механизмов; осевые - для смазки шеек осей железнодорожных вагонов, колесных иар тепловозов, паровозов и других узлов трепня подвижного состава железнодорожного транспорта; электроизоляционные (трансформаторные, конденсаторные и кабельные) -для использовапия в качестве диэлектрика и охлаледающей жидкости в электроустановках. Другие нефтепродукты Твердые товартаю парафины используют в качестве сырья для производства синтетических кислот и спиртов, являющихся осгювой л;ля производства моющих веществ. Парафин применяют в медицине, пип1;е-вой промышленности (тара и обертки из парафинированной бумаги и картона), производстве спичек, свечей, древесноволокгнютых плит и других изделий. Церезин применяют при производстве смазок, вазелииов, кремов и в качестве электроизоляционного материала. Вазелшш бывают естественные, искусственные, технические и медицинские. Естественный вазелин получают из парафииистых мазутов. Искусственный вазелин - это смесь минерального масла и парафина, технический - смесь парафина с индустриальным маслом, а медицинский - смесь белого церезина и парафина с парфюмерным маслом. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 |
||