Главная Переработка нефти и газа Русские владельцы железных дорог долго сопротивлялись прр1менен1ИО железнодорожных цистерн, с одной стороны, справедливо опасаясь пожароопасиости нефти, а с другой - учитывая, что кпд цистерн составляет 50 %, т.к. груз перевозится только в одном направлении, а в обратную сторону цистерны движутся порожняком. О/цгако их достоинства - значительная грузоподъемность, возможность быстрой разгрузки и заполнения цистерн в конце концов сдсла1Н1 свое дело. В 1872 г. мастерскими Московско-Нижегородской железной дороги были изготовлены первые в России железнодорожные нефтеналивные цистерны. В 1863 г. Д.И. Менделеев, посетивший нефтеперегонный завод В.А. Кокорева близ Баку, предложил использовать трубопровод для перекачки нефти от нефтяных колодцев до завода и от завода до причала на Каспийском море. Тогда его предложение ие было осуществлено. А в 1865 г. в США фирмой «Стандарт ойл» был построен первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км. «Американцы как бы подслушали мои мысли», - с некоторой горечью писал впоследствии Дмитрий Иванович. Строительство первого в мире нефтепровода было осуществлено с целью сбить высокие железнодорожные тарифы на перевозку нефти. Сама же идея транспортирования жидкостей по трубамате являлась новой. Еще в пятом тысячелетирг до нашей эры китайцы транспортировали воду по бамбуковым трубам на рисовые поля. 5000 лет назад в древнеиндийском городе Мохеиджо-Даро стоки из некоторых домов отводились по глиняным трубам. В Древнем Египте добываемая из глубоких колодцев вода отводилась по деревянным, медным к свинцовым трубам. В Кносском дворце иа о. Крит за 2000 лет до н.э. терракотовые трубы использовались для водоснабжения и отвода сточных вод. В Древнем Риме свинцовые трубопроводы использовались для подачи питьевой воды и сиаблсения водой общественных бань. Самый крупный из них имел длину 91 км. В XI веке был сооружен водопровод из деревянных труб для подачи воды в Новгород из р. Волхов. Внутренний диаметр труб составлял 140 мм, а наружный - 300 мм. Подобные деревянные водопроводы существовали и в других городах России, в частности, в Бугуруслане и в Тюмени. Первый напорный водопровод на Руси был построен в Московском Кремле в 1631...1633 гг.: по свинцовым трубам при помопщ водоподъемной машины вода подавалась в различные слулсбы. 11.2. Современные способы транспортирования нефти, нефтепродуктов и газа В настоящее время для транспортирования энергоносителей используют железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Железнодорожный транспорт Транспортирование энергоносителей по железной дороге производится в специальных цистернах или в крытых вагонах в таре. Конструктивно цистерна состоит из следующих основных частей (рис. 11.2): рамы 7, ходовой части 6, ударнотяговых устройств 5, тормозного оборудования 8, котла 4, внутренней 3 и наружной 10 лестниц, устройств крепления котла к раме 11, горловигпэ! 1 и сливного прибора 9, предохранительной арматуры 2. Рама служит для восприятия тяговых усилий, ударов в автосцепку, атакже инерционных сил котла, возникающих при изменении скорости движения цистерны. По типу ходовой части различают 4-х и 8-ми осные цистериы (рис. 11.3). На большинстве цистерн устанавливается бессекциониый котел, который состоит из цилиндрической части и двух днищ. Котел крепится к раме с помощью специальных болтов, а по краям - четырьмя хомутами с муфтами и натяжными болтами. В верхней части котла цистерн для иефти и нефтепродуктов смонтирован колпак с люком, предназначенный для их загрузки, а в нижней - сливной прибор для их выгрузки. Загрузка и выгрузка сжиженных газов производится через специальные патрубки с вентилями. Предохранительная арматура служит, в основном, для предотвращения разрушения котла цистерн при повышении давления. Различают следующие виды цистерн. Цистериы специального назначения в основном предназначены для перевозки высоковязких и высокопарафинистых нефтей и нефтепродуктов. Цистерны с паровой рубашкой отличаются от обычных тем, что нижняя часть у них снабжена системой парового подогрева с площадью поверхности нагрева около 40 м. Цистерны-термосы предназначены для перевозки подогретых высоковязких нефтепродуктов; они покрыты тепловой изоляцией, а внутри котла у них установлен стационарный трубчатый подогреватель с поверхностью нагрева 34 м. Цистерны для сжиженных газов рассчитаны на повышенное давление (для пропана - 2 МПа, для бутана - 8 МПа). Объем котла современных цистерн составляет от 54 до 162 м, диаметр - до 3,2 м. to 00 Рис. 11.2. Цистерна для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов (модель 15-1443 ): I - устройство загрузки; 2 - предохранительная арматура; 3 - внутренняя лестница; 4 - котел; 5 - ударно-тяговые приборы; б - ходовая часть; 7 - рама; 8 - тормозное оборудование; 9 - устройство выгрузки; 10 - наружная лестница; II - крепление котла на раме 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 |
||