Главная Переработка нефти и газа ного инженера буровой организации. Решения совещаний направляются в объединение в течение 1 0 сут после их проведения. На основании отчетных и аналитических материалов по аварийности, а также материалов совещаний при необходимости издаются приказы, в которых отражаются конкретные мероприятия по предупреждению аварий при бурении скважин. Для правильной организации работ по предупреждению аварий на каждой буровой, время строительства которой превышает 1 мес, должна быть Профилактическая карта по безаварийному ведению работ. Периодичность проверок выполнения рекомендаций профилактической карты ежемесячно утверждается главным инженером буровой организации. Проверку выполнения рекомендаций карты осуществляет постоянно действующая комиссия по расследованию аварий. С целью повышения знаний буровых бригад и инженерно-технических работников, ознакомления их с состоянием аварийности в буровых организациях, с приказами и постановлениями вышестоящих организаций, мероприятиями по предупреждению аварий, с новой техникой и технологией для их ликвидации и т.д. - предприятия обязаны организовать постоянное обучение кадров. К обучению необходимо привлекать инструкторские бригады и сотрудников НИИ. Ответственность за проведение технического обучения возлагается на главного инженера буровой организации. Обязанности и ответственность лиц при профилактике и ликвидации аварий Общее руководство и ответственность за проведение профилактических мероприятий по предупреждению аварий возлагаются на главного инженера буровой организации. На лиц, действия которых привели к нарушению утвержденного плана ликвидации аварий и к ее усложнению, налагаются административные взыскания в соответствии с трудовым законодательством. Лица, умышленно скрывающие аварии и не принимающие требуемых мер по их предупреждению, привлекаются к строгой ответственности. Ответственность рабочих, инженерно-технических работников и служащих, виновных в возникновении аварий, предусматривается положениями и инструкциями по безопасному ведению работ и трудовым законодательством. 8.2. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ АВАРИЙ Все факторы и причины, влияющие на возникновение аварий при бурении скважин, можно разделить на три основные группы: технические, технологические и организационные. Технические причины аварий: 1 ) низкое качество исходного материала (механическая прочность, твердость, морозостойкость, коррозиестойкость, упругость и т.д.), из которого изготовлены буровые установки, технологический, вспомогательный и специальный инструмент, технические средства для гидрогеологических и геофизических исследований в скважинах и другие устройства или их отдельные агрегаты, узлы, детали; 2) применение недопустимо изношенных технических средств со скрытыми конструктивными недостатками или изготовленных (отремонтированных) с нарушением ГОСТа, ОСТа, ТУ; 3) усталость металла, возникающая в процессе эксплуатации под действием различных нагрузок, меняющихся по значению и направлению; 4) использование технических средств, разрешающие способности которых не обеспечивают их индивидуальное или комплексное назначение; 5) низкие эргономические показатели технических средств, особенно при оптимальном распределении функций между человеком и машиной, а также соответствии системы управления и контроля психофизическим возможностям человека, рациональном конструктивном решении рабочего места и т.п. Технологические причины аварий: 1 ) неправильный выбор и нарушение рациональных параметров режима бурения (осевая нагрузка, частота вращения, расход промывочной жидкости) и параметров процесса бурения, включая механическую скорость, крутящий момент, усилие на подъем инструмента, давление промывочной жидкости; 2) несоблюдение рациональной последовательности правил крепления скважины (цементирование); 3) неправильный выбор типа промывочного агента, применение которого не обеспечивает выполнение гидродинамических, гидростатических и других функций, включая функции коркообразования; 4) необоснованный выбор рецептур промывочных жидкостей, тампо-нажных смесей и цементных растворов; 5) использование материалов и реагентов для приготовления промывочной жидкости низкого качества; 6) недоучет геологических и гид- рогеологических условий, степени минерализации подземных вод, характера излива жидкости из скважины; 7) неудовлетворительная подготовка скважины к гидрогеологическом и геофизическим исследованиям (некачественная проработка ствола на всем незакрепленном интервале долотом номинального диаметра с целью ликвидации уступов, резких переходов от одного диаметра к другому, мест сужения и пробок); 8) необеспечение однородности раствора по всему стволу скважины и др. Организационные причины аварий: 1 ) низкая трудоваяя дисциплина и квалификация бригады буровых установок и буровых мастеров, выражающиеся в невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязанностей; 2) нерегулярное проведение планово-предупредительного ремонта; 3) невыполнение профилактических мероприятий по предупреждению аварий, простоев и длительных остановок буровых агрегатов; 4) несовершенство диспетчерской службы, отсутствие радиотелефонной связи с объектами, расположенными на отдаленных участках; 5) неудовлетворительное материально-техническое обеспечение; несоответствие режима сменности вахт естественному биологическому ритму жизнедеятельности человека и др. Геологические причины аварий: нарушение целостности стенок скважин; обстоятельства, не зависящие от исполнителей трудового процесса. Каждая из перечисленных причин может обусловливать возникновение одного или нескольких видов аварий. Сочетание их, встречающееся наиболее часто, вызывает сложные (комбинированные) аварии. Кроме прямых причин, непосредственно вызывающих возникновение аварий, существуют косвенные факторы, уменьшающие или увеличивающие вероятность их появления. К ним относятся: способ бурения; глубина и конструкция скважин; оснащение буровых установок контрольно-измерительными и регистрирующими приборами; степень автоматизации и механизации спускоподъемных операций; скорость буренияя скважин; тип породоразрушающего инструмента, бурильных и обсадных труб и элементов их соединений; компоновка низа бурильной колонны; интенсивность пространственного изменения оси скважины и др. Эти факторы в отдельных случаях превращаются в непосредственные причины аварий и снижают технико-экономические показатели буровых работ. Несмотря на многообразие факторов, влияющих на возникновение аварий, большая часть аварий происходит по 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 [ 162 ] 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 |
||