Главная Переработка нефти и газа и штуцера. Последний состоит из поворотных секторов, прикрепленных шарнирно к аксиально подвижной втулке так, что при движении втулки вниз секторы поворачиваются, освобождая центральный канал. Пакер (рис. 3.12) состоит из ствола 7, аксиально подвижного патрубка 1, подвижной головки 4 с ограничителем 3, резинового элемента 6, антизатекателей 5, поршня 8 с резиновой манжетой 10, цилиндра 12, упорной втулки 13, башмака 16 и штуцера 15. Поршень 8 в транспортном положении удерживается пружиной 9, а пружина 2 устанавливает в исходное положение весь пакер, собр анный на стволе 7 с уп-лотнительными кольцами 11. Пружинные ножи 14 необходимы для вскрытия полиэтиленовых сосудов с компонентами БСС. Пакер на бурильных трубах спускают в скважину до необходимой глубины. Нагнетанием жидкости в бурильных трубах плавно создают давление 5-6 МПа. Под действием давления поршень 8 сжимает пружину 9 и движется вверх, деформируя резиновые элементы. Затем осуществляют плавную посадку бурильных труб на величину, равную рабочему ходу пакера. Разбуриваемые пакеры. В осложненных условиях проводки глубоких скважин целесообразно применять разбуриваемые пакеры, обеспечивающие наибольшую безопасность проведения изоляционных работ, так как сразу же после продавки тампонажной смеси бурильные трубы отсоединяют Рис. 3.12. Гидравлический безупорный пакер Д-74 от пакера и извлекают на поверхность. В этом случае пре-дотвращаетс разбавление тампонажной смеси не только в процессе закачки, но и в период ее твердени , так как ис-ключаетс вли ние вышележащих водоносных горизонтов и эффекта поршневани при подъеме бурильного инструмента. Конструкци разбуриваемых пакеров, принцип их работы, а также преимущества и недостатки описаны в р де работ. Разбуриваемый пакер РП-4. Широко применяемые в Татарии и Башкирии разбуриваемые пакеры А28 и РП-175 показали свою работоспособность на глубинах до 1500 м. Опыт использования пакеров А28 в Саратовской области на глубинах 3000-3200 м выявил ряд недостатков в их работе: на больших глубинах не всегда достигаетс надежное разобщение затрубного пространства. Причина этого в следующем. При создании перепада давлени в бурильных трубах путем нагнетани бурового раствора происходит одновременно сжатие уплотнительного элемента и перемещение его вниз по стволу скважины вследствие удлинени колонны бурильных труб. Это приводит к повреждению уплотнительного элемента и нарушению герметизации скважины, веро тность чего растет с увеличением глубины скважины. Чтобы исключить указанный недостаток и повысить качество герметизации скважин на больших глубинах, разработана конструкци разбуриваемого пакера, обеспечивающа при создании давлени в бурильных трубах вначале перемещение уплотнительного элемента вниз по стволу скважины, а затем его сжатие (Н.И. Сухенко, В.И. Крылов). Пакер (рис. 3.13) состоит из ствола 5, соединенного левой резьбой с переводником 1, резинового элемента 6 с двумя неподвижными головками 4 и 12, втулки 10, перекрывающей отверсти 7 в стволе пакера и седла 16. Втулка и седло образуют демпфирующую камеру и удерживаютс в стволе пакера штифтами 11 и 15. Отверсти 7 снаружи перекрыты обратным клапаном 8. Детали пакера, кроме переводника, изго-товл ют из разбуриваемого материала. После спуска пакера до необходимой глубины скважину промывают и в бурильные трубы сбрасывают шар 13, а затем шар 9. Они перекрывают отверсти соответственно в седле 16 и втулке 10. Нагнетанием жидкости в трубах создают давление, под действием которого происходит удлинение бурильной колонны, однако уплотнительный элемент в это врем не деформируетс , так как отверстие 7 перекрыто втулкой. При определенном давлении штифты 11 срезаютс , и втулка 10 благодар демпфирующей камере плавно пере- Рис. 3.13. Разбуриваемый пакер РП-4: 1 - переводник; 2 - пробка; 3 - уплотни-тельное кольцо; 4, 12 - головки; 5 - ствол; 6 - резиновый элемент; 7 - отверстие; 8 -обратный клапан; 9, 13 - шары; 10 - втулка; 11, 15 - штифты; 14 - перепускной канал; 16 - седло мещается вниз до упора в седло. При этом исключается падение давления над втулкой и сохраняется удлинение бурильных труб. Достигается это за счет наличия в седле перепускных каналов 14 и постепенного выхода из них жидкости, заключенной между втулкой и седлом. Как только втулка переместится ниже отверстия 7, перепад давления передается через обратный клапан под уплотни-тельный э лемент, который разоб щает затрубное простр анст-во. При достижении необходимого перепада давления осуществляют посадку бурильных труб и доводят нагрузку на пакер до 3-5 тс, после чего штифты 15, имеющие сопротивление среза на 15-20 % выше, чем у штифтов 11, срезаются и сед- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 |
||