Главная Переработка нефти и газа Рис. 9.23. Канаторезка Рис. 9.24. Схема действия канаторезки тройства. Спускают их также в наклонные скважины, где невозможно обеспечить необходимую скорость падения груза. 9.7. ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ СКВАЖИН ПРИХВАЧЕННЫХ ПАКЕРОВ К ловильным работам, проводимым при извлечении прихваченных пакеров, применимо общее правило аварийных работ: надо иметь как можно больше информации об оборудовании, находящемся в скважине. Если известен шифр пакера и фирма-изготовитель, можно получить исчерпывающую информацию о габаритах, типе пакера, методе пакеровки и снятия, размерах. Во многих случаях очень полезно доставить на скважину точно такой же пакер. Это особенно помогает ловильным работам, когда планируется часть оборудования оставить в скважине. Желательно сохранять старые каталоги, так как фирмы-изготовители часто меняют конструкции и названия, устраивают распродажи и прекращают деловую деятельность. Пакеры делятся на две основные категории - съемные и несъемные. Съемные пакеры различаются по способу пакеровки: при посадке, натяжении и вращении колонны труб, на которых спускают пакер. Некоторые пакеры имеют гидравлическое якорное устройство над уплотняющим узлом, и не требуется никакой нагрузки со стороны труб. Другие па-керуются за счет изменения давления, а для снятия их необходимо вращение ротором и создание нагрузки для срезания стопорящих шпилек или колец. По сравнению со съемными пакерами устройство несъемных гораздо проще. Они состоят из уплотняющего узла и якорных механизмов для удержания пакера от перемещений вверх или вниз. Эта схема может видоизменяться за счет длины уплотняющих элементов или включения добавочных узлов, таких как взрывное устройство под пакером. После определения типа пакера, находящегося в скважине, принимаются меры для его извлечения или, если есть необходимость, для соединения с ним. Трубы, на которых спущен пакер, расхаживают с целью убедиться, что они не прихвачены и что силы трения не помешают ведению работ. Если пакер снимается за счет вращения, нужно передать вращающий момент вниз. Для этого на трубах делается метка против уровня стола ротора, трубы закручивают вправо и расхаживают. Это способствует более равномерному распределению напряжений кручения по длине колонны. Надо замерить удлинение колонны при его натяжении и приблизительно определить глубину кровли зоны прихвата. Желательно получить более точную информацию за счет спуска прихватомера. Если клинья якорей не удается вывести из зацепления с обсадной колонной, иногда оказывается эффективным взрыв шнуровой торпеды в корпусе пакера. Если позволяет геологический разрез, можно создать дополнительное давление под пакером, действие которого будет способствовать извлечению пакера. Можно сделать отверстие в НКТ непосредственно над пакером, чтобы промыть скважину, если в затрубном пространстве накопилось много твердой фазы, выпавшей из жидкости, заполняющей скважину. Если пакер имеет якорный механизм с гидроприводом, можно увеличить давление в затрубном пространстве, чтобы попытаться перевести механизм из рабочего в транспортное положение. Если прихвачен съемный пакер, часто очень эффективно отбивание Яссами. Колонна труб над пакером отвинчивается или отрезается, после чего спускают ловильную колонну с Яссами, и работы ведут, как описано выше. Для извлечения пакеров применяют также обуривание и в случае необходимости фрезерование. К обуриванию приходится прибегать, когда часть труб над пакером прихвачена осевшей из жидкости твердой фазой. Если длина прихваченных труб небольшая и можно провести обуривание в один прием, то в компоновку низа обурочной колонны можно включить овершот с ловителем типа защелки или собачки, который может захватить обуриваемую трубу под муфту, как это делается при работе наружной труборезкой. Вооружение башмачного фрезера выбирается в зависимости от материала, подлежащего разбуриванию. Для осадка, шлама или цементного камня лучше подходит зубчатый фрезер, а для разбуривания пакера - фрезер с наплавкой карбида вольфрама. Фрезерование и извлечение несъемного пакера - очень распространенные операции. Компоновка низа ловильной колонны включает армированный карбидом вольфрама фрезер, пилотный удлинитель малого диаметра и освобождающуюся внутреннюю труболовку или захватхвающее устройство. Следует особо подчеркнуть, что пилотный удлинитель должен быть навинчен и докреплен, после чего резьба фиксируется против отвинчивания шпилькой, винтом или пояском. Дело в том, что удлинитель будет вращаться внутри относительно узкого проходного канала пакера и под воздействием сил трения о стенки может отвинтиться. При работе в обсадных колоннах небольшого диаметра лучше применять торцовые фрезеры, а не башмачные, кото- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 [ 209 ] 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 |
||