Главная Переработка нефти и газа правило, подземной, за исключением переходов через ущелья, овраги, узкие оползневые участки и осыпи большой мощности, глубокие селевые потоки, где необходимо предусматривать надземные переходы. В особо стесненных условиях возможна прокладка в специально построенных тоннелях, трасса которых должна быть прямолинейной. Конструкция и размеры поперечного сечения тоннеля проектируются с учетом экономичности способов производства работ и условий эксплуатации нефтепровода. При проектировании трассу нефтепровода в горах следует назначать преимущественно по долинам рек или по горным участкам вблизи водоразделов, избегая неустойчивых и крутых склонов, районов селевых потоков, оползней, осыпей снежных лавин, горных паводков и других неустойчивых участков. Мощные оползневые участки большой протяженности следует обходить выше оползневого склона или ниже участка выдавливания грунта. На участках с интенсивными селевыми потоками прокладку нефтепроводов необходимо вести вблизи водораздела либо ниже корпуса выноса селевых масс. Если при проектировании трассы в горах обойти такие участки не удается, то подземную прокладку проектируют во всех случаях с заглублением нефтепровода ниже плоскости скольжения грунтов (в грунт, не подверженный деформациям) на оползневых участках и ниже зоны возможного размыва дна и берегов русел селевых потоков. Если на пересечении оползневых участков и селевых потоков невозможно обеспечить надежность нефтепровода без специальных мероприятий, то при проектировании таких пересечений необходимо предусматривать устройство сооружений, улавливающих, задерживающих и направляющих сели, или мероприятия, направленные на стабилизацию оползневых и соленосных участков [10]. При прохождении трассы нефтепровода в горной местности по крутым продольным уклонам должна производиться их планировка путем срезки грунта и уменьшения угла подъема. Эти работы должны выполняться по всей ширине полосы отвода бульдозерами, которые, срезая грунт, передвигаются сверху вниз и сталкивают его к подножию склона вне пределов строительной полосы. Траншея должна быть выкопана не в насыпном грунте, а в материковом. Устройство насыпи возможно только в зоне прохода транспортных машин [26]. Землеройные, транспортные и строительные машины на гусеничном и пневмоколесном ходу с прицепным или навес- ным оборудованием могут работать на косогорах крутизной не более 8°. При большей крутизне склонов необходимо предусматривать устройство рабочей полосы (полки) с поперечным уклоном не более 5°, по которой должен обеспечиваться проход строительной техники и проезд автотранспорта в процессе эксплуатации трубопроводов со съездами и въездами. Полки на косогорах следует проектировать двух типов: полувыемки-полунасыпи, когда насыпной грунт используется для прохода техники (рис. 6.1), и полки, располагаемые в выемке на материковом грунте (рис. 6.2), причем первый тип - на косогорах с уклонами до 18° (1:3), а второй - на косогорах с уклонами, превышающими 1 8°. При проектировании полок первого типа необходимо учитывать влажность и физико-механические свойства грунтов отсыпки полунасыпи и сезон строительства. Во всех случаях для устройства полунасыпей не следует применять жирные глины, меловые, тальковые и трепельные грунты. Отсыпка полунасыпей мелкими пылева-тыми песками и глинистыми грунтами зимой допускается только при влажности их, не превышающей границы раскатывания. Для нефтепроводов, укладываемых по косогорам с поперечным уклоном свыше 35°, следует предусматривать устройство подпорных стен. На устойчивых косогорах крутизной до 1 2° (1 :5) и высотой полунасыпи до 1 м необходимо срезать дерн, при большей высоте этого не требуется, но перед отсыпкой полунасыпи из глинистых грунтов следует вспахивать основание. При крутизне косогора от 12 до 18° (от 1:5 до 1:3) в пределах основания полунасыпи должны устраиваться уступы шириной от 1 до 3 м с уклоном 1-2 % в направлении падения косогора (рис. 6.3). При высоте уступов до 1 м стенки их должны быть вертикальными, а при большой высоте - с откосом крутизной 1:0,5. На косогорах, сложенных из дренирующих грунтов ( рыхлые пески, гравий, галька, дресва, обломки сла-бовыветривающихся пород и т.п.), не покрытых растительностью, устройство уступов не требуется. При проектировании полок на косогорах необходимо назначать заложение верхового и низового откосов с таким расчетом, чтобы в процессе строительства и последующей эксплуатации обеспечивалась устойчивость откосов. Расчет устойчивости низовых откосов рекомендуется вести методом круглоцилиндрических поверхностей с учетом воздействия нагрузок от работающих машин и механизмов. При отсут- Рис. 6.1. Полка, располагаемая в полувыемке-полунасыпи: 1 - трубопровод; 2 - траншея; 3 - полувыемка; 4 - полунасыпь 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [ 119 ] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 |
||