Главная Переработка нефти и газа Просушка торцов труб нагревом до температуры 2050 °С обязательна: при наличии влаги на трубах независимо от способа сварки и прочности основного металла; при температуре окружающего воздуха ниже +5 °С в случае сварки труб с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/см2) и выше. Предварительный подогрев выполняют перед прихваткой и ручной дуговой сваркой корневого слоя шва. Необходимость подогрева и его параметры зависят от эквивалента углерода стали, толщины стенок стыкуемых труб, температуры окружающего воздуха, вида покрытия электродов. При сварке корневого слоя шва электродами с основным видом покрытия при температуре окружающего воздуха + 5 °С и ниже температура кромок труб стыка непосредственно перед сваркой должна быть не ниже +50 °С, но не более +200 °С. Предварительный подогрев при сварке стыков труб на трубосварочных базах следует применять только непосредственно перед прихваткой и ручной дуговой сваркой корневого слоя шва. Температуру предварительного подогрева перед сваркой труб из различных марок сталей или разностенных труб, каждая из которых должна быть подогрета на различную температуру, устанавливают по ее максимальному значению. Замерять температуру следует на расстоянии 10-15 мм от торца трубы, место замера необходимо предварительно зачистить металлической щеткой. В зависимости от конкретных условий различают следующие виды технологических захлестов: концы трубопровода свободны (не засыпаны землей) и находятся в траншее или на ее бровке; один конец трубопровода защемлен (засыпан, подходит к узлу линейной арматуры), а другой имеет свободное перемещение; оба соединяемых конца трубопровода защемлены (соединены с патрубками запорной арматуры и т.д.). В первых двух случаях замыкание трубопровода можно осуществить сваркой одного кольцевого стыка - захлеста. В последнем случае необходима вварка "катушки" с выполнением двух кольцевых стыков, при необходимости с установкой гнутых отводов. Выполнять работы по ликвидации технологических раз- рывов следует, как правило, в дневное время при температуре окружающего воздуха не ниже -40 °С [27]. Монтаж захлестов и "катушек" необходимо выполнять только в присутствии прораба или мастера с последующим составлением акта. Для сварки захлестов в траншее необходимо оставлять не-засыпанным хотя бы один из примыкающих участков трубопровода на расстоянии 60 - 80 м от места предполагаемого захлесточного стыка. "Катушку" требуемой длины изготавливают из трубы ТН той же марки стали или близкой по качеству к соединяемым трубам. После сборки и пристыковки "катушки" к трубопроводу сваривают первый стык, сборку второго стыка выполняют после окончания сварки первого. Сборка разнотолщинных труб при монтаже захлестов не допускается. Для обеспечения требуемого зазора или соосности труб запрещается натягивать трубы, изгибать их силовыми механизмами или нагревать за пределами зоны сварного стыка, а также вваривать любые присадки (электрод, катанку, сегмент из трубы и т.д.). Технология изоляционных работ в трассовых условиях включает [28]: подготовку изолирующих материалов; сушку или подогрев (или и то и другое) изолируемой поверхности; очистку; нанесение грунтовки и покрытия; контроль качества покрытия. Изоляционные покрытия должны наноситься, как правило, механизированным способом, обеспечивающим проектную толщину изоляционного слоя и его сплошность. Очистку и нанесение грунтовки на нефтепроводы следует производить в зависимости от диаметра трубы соответствующими самоходными машинами. Изоляцию необходимо наносить в зависимости от диаметра трубы и вида покрытия соответствующими самоходными машинами для битумных или для ленточных покрытий. Нанесение изоляционного покрытия на влажную поверхность труб во время тумана, гололедицы, снега и сильного ветра не разрешается. Поверхность трубопровода перед изоляцией должна быть высушена и очищена от грязи, ржавчины, неплотно сцеплен- ной с трубой окалины, пыли, земли и наледи, а также обезжирена от копоти и масла. После очистки поверхность металла должна оставаться шероховатой и обеспечивать достаточное сцепление защитного покрытия с трубой. Сушка и подогрев поверхности осуществляются с помощью сушильных печей и установок. Очищенную поверхность трубопровода следует сразу же огрунтовать. Температура грунтовок при нанесении должна быть в пределах от +10 до +30 °С, поэтому при температуре ниже +10 °С грунтовку следует выдерживать не менее 48 ч в помещении с температурой не ниже + 15°С (но не выше + 45 °С). Слой грунтовки должен быть сплошным, ровным, не иметь сгустков, подтеков и пузырей. Изоляционные покрытия на битумной основе наносят на очищенную поверхность нефтепровода сразу после высыхания грунтовки "до отлипа". Толщина наносимого битумного изоляционного слоя, его сплошность и прилипаемость, степень погружения армирующего стеклохолста в мастичный слой в основном зависят от вязкости мастики, которую регулируют изменением температуры в ванне изоляционной машины в зависимости от температуры окружающего воздуха. Температура мастики, необходимая для получения покрытия за один проход, приведена ниже. Температура окружающего воздуха, °С Температура мастики в ванне машины, °С Свыше 30 ......................................................... 145 От 30 до 10 ...................................................... 150-155 От 10 до -5 .................................................... 155-165 От +5 до -15 ................................................ 165-175 От -15 до +25 .............................................. 175-185 Ниже -25 ....................................................... 185-190 Изоляционно-укладочные работы по нанесению битумных покрытий допускается выполнять при температуре окружающего воздуха не ниже -30°С. Укладка в траншею изолированного нефтепровода при раздельном способе изоляционно-укладочных работ производится при температуре не ниже -20 °С. Покрытие "Пластобит-40" следует наносить при температуре окружающего воздуха не ниже -25 °С. Намотка поливинилхлоридной ленты на нефтепровод должна производиться сразу после нанесения горячей мастики. Выдавливание и утончение битумного слоя при усиленном натяге ленты не допускается. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 |
||