Главная Переработка нефти и газа Глава 1 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СНИЖЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПОДЗЕМНЫХ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ 1.1. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ВЫБОР ВИДОВ И УЧАСТКОВ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА НЕФТЕПРОВОДОВ Современная сеть магистральных нефтепроводов характеризуется значительной протяженностью, большими диаметрами, значительным возрастом и высоким давлением перекачки. Возрастной состав и повышенные требования к экологической безопасности объектов нефтепроводного транспорта обусловливают необходимость обеспечения надежной, безотказной работы и предупреждения аварий нефтепроводной системы. Аварии на магистральных нефтепроводах кроме экономического ущерба от их простоя, потерь нефти, затрат на ликвидацию аварии создают значительную угрозу для окружающей среды. Кроме того, ущерб от отказов магистральных нефтепроводов в ряде случаев для поставщиков и потребителей нефти значительно выше ущерба нефтетранспортников. В этих условиях большое значение приобретают вопросы обеспечения надежности магистральных нефтепроводов, т.е. способности их объектов выполнять заданные функции в период эксплуатации. И здесь особое внимание должно уделяться надежности линейной части нефтепровода. Подземные нефтепроводы подвергаются интенсивному воздействию как внешних факторов, так и воздействию перекачиваемой жидкости, в результате чего в материале труб происходят различные физические и физико-химические процессы, основными из которых являются старение и износ. Трубопроводы линейной части магистральных нефтепроводов практически не имеют резерва, и поэтому их отказ может привести к длительному простою всего магистрального нефтепровода или системы магистральных нефтепроводов. Обеспечение надежной и безотказной работы крупных транспортных систем, к которым относятся магистральные нефтепроводы, представляет задачу государственной важности, при решении которой значительное место отводится вопросам капитального ремонта линейной части трубопроводов. Под капитальным ремонтом этих трубопроводов понимают комплекс технических мероприятий, направленных на полное или частичное их восстановление до характеристик, обеспечивающих надежное нефтеснабжение, с учетом перспективы их загрузки. О необходимости проведения капитального ремонта нефтепроводов и его масштабности свидетельствуют следующие цифры: в настоящее время на территории России эксплуатируется около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов, представляющих единую систему, которая обеспечивает нормальное функционирование нефтяного рынка и транспортировку 99,5 % добываемой в России нефти. Учитывая, что состояние магистральных нефтепроводов должно соответствовать действующим требованиям промышленной безопасности, оценке технического состояния трубопровода и выбору вида его ремонта должно уделяться большое внимание, тем более, что федеральным законом России "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года магистральные нефтепроводы отнесены к опасным производственным объектам и подлежат обязательному декларированию промышленной безопасности. При оценке технического состояния подземных нефтепроводов необходимо учитывать ряд факторов, которые влияют на его надежность. 1. Несовершенство нормативной документации по проектированию и строительству нефтепроводов. Несмотря на недостатки ныне действующих нормативных документов, в них заложены более жесткие требования по сравнению с ранее действовавшими. Так, например, в более ранних документах допускались применение соединительных деталей трубопроводов полевого изготовления, косина сты- ков до 3°, прокладка магистральных трубопроводов по территории городов, населенных пунктов, промпредприятий и т.д. Характерный пример изменения параметров испытаний трубопроводов по испытательному давлению и продолжительности испытаний, закладываемых в нормативные документы, приведен в табл. 11 [5]. Переиспытание ранее построенных нефтепроводов в соответствии с действующими нормативными требованиями не всегда возможно в связи со сложностью, а чаще из-за невозможности сброса промывочной и опрессовочной воды, ее последующей очистки в массовом объеме и доведения качества до санитарных норм. Еще большую сложность представляет переопрессовка опасных участков нефтепровода, т.е. участков, при порывах которых могут возникнуть техногенные чрезвычайные ситуации, в местах расположения жилых массивов, объектов туризма и массового отдыха, рыболовства, а также объектов окружающей природной среды, экологически уязвимых к воздействию утечек нефти или нефтесо-держащих стоков. На таких участках наиболее целесообразен ремонт нефтепровода с заменой труб. За последние годы значительно возросли требования к ка-тегорийности участков нефтепроводов на пересечениях и при прокладке в одном техническом коридоре с другими коммуникациями, на переходах через естественные и искусственные препятствия. Действующие в последние годы нормативные документы Таблица 1.1 Параметры испытаний трубопроводов по испытательному давлению
0 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 |
||||||||||||