Главная Переработка нефти и газа Путевые подкачки (с промыслов или других нефтепроводов) и сброс нефти приводят к увеличению цикличности работы нефтепроводов, загрублению защиты в системе телемеханики, а при ошибочных действиях персонала - к отключению нефтепровода или его порыву. В соответствии с "Нормами технологического проектирования магистральных нефтепроводов" ВНТП 2 - 86 подкачка нефти допускается только на станции с резервуарной емкостью. Однако на практике это не всегда осуществимо. Поэтому возможность путевых подкачек и сброса нефти следует учитывать как при анализе технического состояния нефтепроводов, так и при принятии решения о капремонте. 9. Температура окружающего воздуха в период строительства нефтепроводов и температура перекачиваемой нефти При строительстве нефтепроводов не учитывается температура окружающего воздуха и температура перекачиваемого продукта (кроме "горячих" нефтепроводов), что сказывается на качестве, состоянии и долговечности трубопроводов. В случае, когда трубопровод построен зимой, с наступлением теплого периода происходит "выпучивание" его из траншеи, особенно при вскрытии участка для капремонта; при этом сварные стыки работают на излом. Не исключена деформация стенки трубы. Если трубопровод построен в летний период, то с наступлением холодов стыки работают на растяжение, а сам трубопровод, уложенный в пределах радиуса упругого изгиба на пересеченной местности, переходах через овраги, ручьи, речки и т.п., может "всплыть", в последующем не возвращаясь к первоначальным отметкам. Большое влияние оказывает и температура закачиваемого в трубопровод продукта. Высокая температура нефти характерна для головных участков нефтепровода, где иногда подготовленная товарная нефть с температурой выше 40 °С подается в магистральный нефтепровод. В начале 80-х годов, когда по нефтепроводам Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск и Нижневартовск - Курган - Куйбышев объем перекачки превысил нормативный на 20 %, температура нефти и на конечном участке достигала 50 °С. Это приводило к нарушению и быстрому старению изоляции трубопроводов, вызывало большие осевые усилия и сказывалось на состоянии узлов приема и пуска скребка, узлах подключения лупин-гов и блокировки трубопроводов и т.д. Закачка в трубопровод нефти или нефтепродукта с низкой (минусовой) температурой, которая обычно создается при долгом хранении их в резервуарах в зимнее время, может привести к порыву трубопровода по стыку, особенно если трубопровод уложен в зоне промерзания грунта. При оценке технического состояния нефтепровода и выборе вида и участков ремонта необходимо учитывать температурное воздействие на нефтепровод, начиная с момента строительства и включая весь период эксплуатации. При ремонте нефтепроводов с заменой труб необходимо предусматривать устройство компенсаторов, разработку более широких и глубоких траншей, укладку трубопровода в траншее "змейкой", подбор более тугоплавкой, прочной и износоустойчивой изоляции и т.д. 1 0. Брак при строительстве Брак при строительстве подземных трубопроводов многообразен и часто приводит к тяжелым последствиям. При производстве строительно-монтажных работ должен осуществляться их пооперационный контроль, начиная от входного контроля на трубы, соединительные детали, сварочные материале! и материалы, применяемые для противокоррозионного покрытия трубопроводов. Представители заказчика, а в последние годы и представители органов государственного надзора осуществляют выборочный контроль всех технологических операций строительства. Однако объемы и темпы строительства, разбросанность строительных и монтажных участков и колонн, плохие погодные условия, отсутствие дорог и т.д. часто приводят к нарушению технологии производства работ, что в свою очередь снижает качество их выполнения. Наиболее характерные виды брака - низкое качество изоляции, недостаточная глубина заложения трубопровода, наличие гофр, вмятин, рисок, царапин и т.д. Особую опасность представляют дефекты тела трубы, по которым чаще всего происходят порывы трубопроводов. 11. Хозяйственная деятельность сторонних предприятий, организаций и отдельных лиц Трасса нефтепровода зачастую становится объектом хозяйственной деятельности человека, например связанной с расширением площадей застройки городов, жилых и дачных поселков. Возведение промышленных и сельскохозяйственных объектов, имеющих значительные выбросы в атмосферу и большие объемы промстоков, орошение, водоотведение, строительство водоемов и каналов, внесение органических и минеральных удобрений сельскохозяйственными кооперативами, пересечение или параллельная прокладка подземных коммуникаций, железных и автомобильных дорог и т.д. - все это приводит к изменению условий содержания и состояния нефтепроводов. В результате может возникнуть необходимость замены нормальной изоляции на усиленную, защиты нефтепроводов футлярами или прокладки в виде конструкции "труба в трубе" и т.п. Негативное воздействие на техническое состояние нефтепроводов оказывают юридические и физические лица, проводящие работы в охранной зоне нефтепроводов без согласования с их владельцами. Это чаще всего прокладка межпоселковых газопроводов, кабелей связи, линии электропередачи, а также строительство объектов, индивидуальных гаражей, подземных коммуникаций в городской черте, а также несанкционированные или не обустроенные должным образом переезды через трубопроводы для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов, например буровых вышек, лесовозов. Применение кабелеукладчиков, буровых установок, буров-столбоставов приводит к повреждениям трубопроводов чаще всего непосредственно в момент производства работ. 12. Деятельность эксплуатационного персонала и ремонтно-строительных подразделений Состояние нефтепровода во многом зависит от технической оснащенности и качественного уровня эксплуатации в течение всего периода его существования. Под этим следует понимать сокращение циклов нагрузки, разработку и безусловное выполнение технологической карты эксплуатации нефтепроводов, наличие и содержание средств автоматики и телемеханики станционной и линейной части, периодичность и качество обслуживания средств электрохимзащиты, очистку от воды, воздуха и газов внутренней полости нефтепроводов, подготовку к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду эксплуатации, содержание и контроль за состоянием линейной части нефтепроводов. При капремонте нефтепроводов иногда создаются условия, приводящие к снижению надежности отдельных участков. Прежде всего это относится к деформациям и повреждениям тела трубы при вскрышных работах. Из-за отсутствия надежных высокопроизводительных машин основной объем вскрышных работ выполняется одноковшовыми экскаваторами. Качество работ зависит от опыта и квалификации экскаваторщика, категории грунта, точности разметки оси трубопровода и т.д., однако даже при высокой организации труда и качестве работ на тело трубы могут быть нанесены риски и вмятины. При подъеме нефтепровода или его подкопе 0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 |
||