Главная Переработка нефти и газа Таблица 25.5 Проектные параметры и условия, используемые при определении систем заякоривания БПС
Буровое плавсредство и систему заякоривания рассматривают как единый комплекс, за исключением случаев экстремальных погодных условий. В табл. 25.5 приведены принятые в мировой практике критерии проектирования и указаны операции заякоривания. Система заякоривания включает якорные цепи, лебедку, стопорное устройство, роульс (устройство для изменения направления перемещения якорного троса). В зависимости от местных условий, характеристики бурового плавсредства и других факторов применяют различные схемы расположения якорных цепей или канатов относительно БПС. На рис. 25.32 показаны шесть наиболее распространенных в мировой практике вариантов заякоривания при воздействии нагрузок с любой стороны ; п - число якорных канатов. Рис. 25.32. Схема типовых вариантов систем заякоривания: а, б, в - симметричные системы соответственно с п = 9, 8, 10; г, д, е - системы с якорными канатами (п = 8), расположенными соответственно под углом 45 -90° друг к другу, под углом 30-70° к оси платформы и под углом 30- 60° к продольной оси судна Якорные цепи или тросы выбирают в зависимости от ожидаемой нагрузки на них, глубины моря, характеристики рабочего оборудования, стоимости, наличия пространства для палубных устройств и других факторов. Для заякоривания применяют два типа плоскозвенных цепей с распоркой: цепь со сваренными встык звеньями и замковую цепь. В большинстве случаев для заякоривания применяют металлические канаты диаметром 57 - 76 мм (иногда до 90 мм). Преимущества металлических канатов: масса каната в морской воде в 5 раз меньше, чем масса цепи, и стоимость каната почти вдвое ниже стоимости цепи. Недостаток металлического каната заключается в том, что вследствие малой массы требуется большее развертывание троса до необходимой величины тангенциальной кривой провисания, а также в случае выхода каната из строя его следует заменять по всей длине. Масса нейлонового каната в 2 раза меньше массы металлического каната. Якорные системы оснащают комплектом оборудования для регулирования натяжения якорных канатов, который включает тензометры и записывающую аппаратуру, непрерывно управляющую натяжением якорного каната и извещающую оператора об изменении высоты волны или направления ветра. Системой натяжения управляют с пульта на основе информации, получаемой от датчиков, установленных на тросах. Якорная система ППБУ «Шельф» пассивного позиционирования включает: восемь якорей массой около 18 т каждый; четыре якорные лебедки; восемь якорных цепей длиной 1075 м калибра 76 мм с разрывной нагрузкой 4900 кН; восемь направляющих блок-звездочек, обеспечивающих изменение движения якорной цепи, которые установлены на угловых колоннах ППБУ; восемь комплектов специальных плавучих буев с буйрепами для обозначения прокладки якорей с помощью обслуживающих судов; восемь механизмов крепления и аварийной отдачи якорных цепей, расположенных в цепных ящиках; восемь силоизмерительных устройств, входящих в состав каждой якорной лебедки; три запасных якоря, в том числе два с соединительными элементами для использования их в качестве дополнительных; одну запасную цепь длиной 1075 м, один запасной комплект буйковой системы, хранящейся на берегу. Управление лебедками осуществляют с местного или дистанционного поста управления. Якорные цепи хранят в цилиндрических ящиках, расположенных внутри колонн ППБУ. Якоря в походном положении хранят на специальных кронштейнах. СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ На глубинах моря более 200 м якорные системы стабилизации не обеспечивают требуемые допускаемые отклонения ПБС от вертикальной оси устья бурящейся скважины, становятся массивными, и их применение неэффективно. По этим причина на глубинах более 200 м используют динамические системы стабилизации (динамического позицирования), которые по сравнению с якорными системами удержания имеют следующие преимущества: обеспечивают требуемую технологией бурения точность позицирова-ния ПБС; осуществляют быстрое изменение курса БС или ППБУ в целях уменьшения бортовой и вертикальной качек; обеспечивают быстрый уход с точки бурения и возврат на нее ПБС. Система динамической стабилизации представляет собой замкнутую цепь автоматического управления. Она включает: цепь обратной связи с датчиками, определяющими координаты продольного и поперечного перемещений по осям x, y и угол поворота ф ПБС относительно принятых неподвижных координат; блок сравнения, который определяет отклонения Ax, Ду, Дф действующего положения ПБС от его начального расчетного положения x0, y0, ф0; пульты управления, имеющие прямую и обратную связи с двигателями и гребными винтами, рассчитывающие и подающие с командного пункта на двигатели и гребные винты команды для возвращения ПБС в начальное положение; подруливающие устройства (двигателей и гребных винтов), обеспечивающие перемещение судна на величину Ax, Ду и Дф и возвращение его в начальное положение. На рис. 25.33 в качестве примера приведена схема управления системой динамической стабилизации, применяемая на БС и ППБУ. На автоматизированном пункте управления универсальная цифро- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 [ 328 ] 329 330 331 332 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||