Главная Переработка нефти и газа Рис. 1.16. Вид сверху на подогреваемую снизу жидкость при конвекции Бенара Синергетика предоставляет возможность построения моста между естественными науками и науками о человеке. В частности, она дает некоторое представление о том, как поток неупорядоченных сигналов, воспринимаемых органами чувств, преобразуется в упорядоченные сигналы [14]. В работе [26] построена синергетическая модель социокультурной эволюции, позволяющая провести плодотворные аналогии между динамикой фотонов в лазере и взаимодействием информационных «квантов» или мемов (от англ. memory - «память») в человеческом сообществе. По Р. До-кинзу, в основе эволюции культуры лежит репликатор (от replicare - «отражать», «копировать») - самовоспроизводящаяся единица информации, культурный образец [26]. Репликатор создает свои более или менее точные копии (реплики, мемы), которые сами могут быть репликаторами, мутируют и конкурируют с другими репликаторами. Культурная эволюция, согласно этой модели, представляет собой цепь переходов к новому стилю мышления (новому порядку) через хаос в моменты бифуркаций, когда побеждают наиболее активные мемы. Аналогично этому, когда плотность фотонов в лазере становится выше критической, между усиливающимися волнами света возникает конкуренция, и, в конце концов, одна волна побеждает все остальные - возникает когерентное излучение. Двигателями культурной эволюции являются изобретатели новых репликаторов. Архетип таких генераторов идей составляет бессознательная противоположность устоявшемуся мнению, тому, что человек настойчиво утверждает в своем сознании, уступая сложившимся нормам. К. Г. Юнг называет такого культурного героя трикстером (от trick -«трюк») [26]. смысле можно рассматривать как переменные. Но, по сравнению с действиями, которые они вызывают, они меняются более «медленно». 1.3.1. Хаос и порядок Хаос и порядок образуют диалектическую пару категорий, неотделимых друг от друга. Как уже отмечалось, в сложных системах, управляемых малым числом параметров порядка, возможно возникновение структур с хаотичной динамикой. Такой вид хаоса является детерминирован- Типичным примером такого процесса самоорганизации общественного сознания является история становления самой синергетики, видимой нам как история структурирования мышления новым репликатором, несущим идею самоорганизации (самоорганизация теории самоорганизации [26]; трикстерами синергетики справедливо считать Г. Хакена и Б. Мандельброта). Эта идея, зародившись в физике (нелинейной динамике), проникает в самые различные области науки. В каком-то смысле в этом проявляется «историческая тенденция физики проглотить предметы, которые до этого казались никоим образом с ней не связанными» [27]. Следует подчеркнуть, что синергетику не следует рассматривать как очередной рецидив механистизма («физикализма» [25]). Она признает, что, кроме законов физики, существуют еще и другие, дополнительные законы, связанные с возникновением новых качеств сложных систем. В. В. Тарасенко отмечает [11], что введение фрактальной концепции шло не по пути изменения или введения новой, неевклидовой аксиоматики, а по пути создания устойчивых практик узнавания фрактала в феноменах математики и природы. По существу, Мандельброт разрушил евк-лидианскую исследовательскую программу. Он и представление о фрактале вводил фрактально: вначале он ввел «затравку» - сам термин «фрактал», - а затем запустил интерсубъективный механизм самоорганизации научного понятия путем развития ассоциаций между термином «фрактал» и объектами природы [11]. Отметим, что трикстер - далеко не идеальный герой, он часто ассоциируется с плутом и обманщиком, способным изменять свой облик, любящим коварные розыгрыши и злые выходки. Подобно Меркурию, его природа двойственна - наполовину животное, наполовину божественное [26]. Может быть, в этом причина того, что на ранних этапах развития теории новые идеи часто используются без должного критического анализа, имеющиеся данные «подгоняются» под модную теорию. Не миновала чаша сия и синергетику. Тем не менее в конкурентной борьбе идей репликации синергетики уверенно побеждают, насыщая науки о сложных природных системах новыми постановками задач и предоставляя новые методы анализа и управления. Ниже приведены некоторые примеры применения синергетических подходов в различных областях человеческой деятельности и, в частности, в нефтяной науке. ным, и синергетика позволяет обнаружить детерминированную основу, порядок в этих случайных колебаниях. Но одновременно, согласно И. При-гожину, и хаос лежит в основе порядка, поскольку эволюция сложных систем есть цепь бифуркаций, в окрестностях которых возникает хаос, помогающий сменить старый порядок на новый. Таким образом, хаос несет и конструктивное начало. (Конечно, переходный хаос может привести и к негативным результатам. Так, 15 июля 1977 г. Нью-Йорк внезапно погрузился в темноту. Причиной катастрофы был переход энергетической системы города из равновесного состояния в хаотическое, вызванный дисбалансом выработки и потребления электроэнергии. Неожиданно из энергетической системы города выпал крупный потребитель. Системы автоматики и диспетчерской службы не успели отключить эквивалентную этому потребителю, по существу, работающую на него генерирующую станцию. Образовался разрыв между генерацией энергии и ее потреблением, и в результате энергетическая система перешла из состояния равновесия в хаотическое.) Отметим, что понятие красоты также оказывается неразрывно связанным с диалектической парой «порядок - хаос». Истинно красивым является что-то неожиданное, новое (хаос), внезапно прерывающее установившееся, привычное (порядок). Чтобы подчеркнуть новизну, должна существовать привычная основа [28]. Так, во время хоровода повторяющиеся движения танцоров, вставших в круг, время от времени прерываются неожиданными элементами, придающими танцу красоту и притягательность. Идея хаоса как парадоксальной, изменчивой основы видимого порядка вещей была близка русской классической литературе. Набоков писал: «Мир Гоголя сродни таким концепциям в современной физике, как «вселенная-гармошка» или «вселенная-взрыв»; он не похож на спокойно вращавшиеся подобно часовому механизму миры прошлого века. В литературном стиле есть своя новизна, как и в пространстве, но не многим из русских читателей хочется нырнуть стремглав в гоголевский магический хаос». Ди Культер, директор Института педагогических исследований в Боулдере, считает, что слушание джазовой музыки стимулирует творческую работу и помогает решать вопросы, которые не поддаются простым решениям [29]. Джаз врывается в хаос и из хаоса создает порядок. Культер считает, что музыка Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна и авангардного композитора Джона Кейджа способна завести слушателя в область тета-созна-ния - область высокотворческих волн мозга, которые связаны с художественным и духовным прозрением. В то же время музыка Моцарта стимулирует генерацию мозгом бета-волн обычного сознания (но очень качественных). И наоборот, рок, рэп и другие музыкальные жанры, которые основаны на ритмах и являются ин- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 |
||